
Тариф 5,4 грн за м² + 3 млрд грн: почему конкурсы на управляющих домов Киева превратились в формальность и сколько заплатят жители?

Руслан Крамаренко, экс-заместитель министра ЖКХ.
"Пока страна борется за выживание в войне, столичная власть создает новую финансовую нагрузку для бюджета. Средства, которые могли бы пойти на оборону, инфраструктуру или социальные нужды, фактически будут направлены на дотации коммунальным предприятиям, которые получили управление домами без реальной конкуренции. Недавние события с конкурсами на управляющих многоквартирными домами в Киеве указывают на попытку городской власти оставить контроль за финансовыми потоками в руках муниципальных структур. Это происходит даже ценой убытков для бюджета и увеличения расходов жителей.

В конце года все районы Киева объявили конкурсы для назначения управляющих домами, которые не создали ОСМД или не выбрали себе управляющего. Это позволило поднять тарифы, которые не менялись с 2017 года.Формально проведение конкурсов соответствует законодательству, но условия были прописаны так, что частные компании фактически не имели шансов. Действующий тариф в Киеве составляет 5,4 грн за м², хотя экономически обоснованный тариф равен примерно 10 грн. При этом новые управляющие получат долги домов на сотни миллионов гривен, которые частные компании не могут покрыть, в отличие от коммунальных предприятий.
Во время конкурса появился проект решения Киевсовета, который рекомендовал победителям не повышать тариф до завершения военного положения, что создает убытки на 3-4 млрд грн в год. Очевидно, что частные компании не будут работать в таких условиях, а муниципальные предприятия – могут.
Почему платить будут жители?
Городская власть пытается удержать тарифы на уровне 2015 года, чтобы избежать недовольства населения, но это неэффективно. Коммунальные предприятия не смогут предоставлять услуги без дотаций. Как результат:
1. Киевляне все равно заплатят через налоги.
2. Качество услуг не улучшится, так как отсутствие конкуренции не мотивирует коммунальные предприятия работать лучше.
3. Дальнейшее повышение тарифов неизбежно, но оно произойдет без рыночного контроля, через политические решения.
Что нужно сделать?
Чтобы реформировать ЖКХ в Киеве, нужно проводить открытые конкурсы, привлекать частных управляющих и обеспечить прозрачное формирование тарифов.