Ремонт проспекта Бандеры: Как Киев отдал полмиллиарда гривен компании с сомнительным прошлым
Последние несколько лет Киев серьезно занимается ремонтом автодорог и проездов, пытаясь всячески отбросить стереотип о том, украинские трассы - страх любого европейца. Так, только в прошлом году в столице обновили рекордные 300 км дорожного покрытия. Такими же успехами мэр Кличко обещает похвастаться и по окончании 2018-го. Казалось бы, наконец-то мечты киевлян начали сбываться! Но если копнуть немного глубже, разобравшись в том, что предшествует этому ремонту и кому город отдает сумасшедшие деньги, настроение сразу омрачается.
Редакция 44.ua обратила внимание на один из таких тендеров, размещенный на сайте госзакупок Prozorro. В этом объявлении заказчик "Киевавтодор" заявил о готовности заплатить 596 млн бюджетных средств той компании, которая капитально отремонтирует просп. Степана Бандеры в Оболонском районе. По итогу аукциона из трех частных фирм, участвующих в конкурсе, победу одержало одесское предприятие "Автомагистраль-Юг". Все было бы хорошо, да вот тендер, как и победивший в нем подрядчик, вызывает слишком много вопросов.
Начнем с забавного. Бендеры или Бандеры?
Но начнем с того, что, оказывается, в Киеве находится проспект не украинского политического деятеля БАндеры, а некого БЕндеры. Именно такую фамилию указали в названии тендера.
Конечно, “Киевавтодор”, составляющий объявление, мог просто ошибиться. С кем не бывает. Но, когда мы заглянули в тендерную документацию, обнаружилось, что там сплошь и рядом одни “Бендеры”. Из 12 указанных фамилий в официальном документе только одну написали правильно.
Складывается впечатление, что представитель "Автодора" либо действительно не знает этого исторического деятеля (и не проверяет информацию перед добавлением в официальный документ), либо троллит. Таким образом, можем предположить, он решил создать аллюзию на антигероя романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", мошенника и авантюриста Остапа Бендера. Но это, как говорится, только цветочки, а ягодки будут впереди.
600 млн грн - реальная цена или “раздутая”?
От шуточек к серьезному. Как уже упоминалось выше, на капитальный ремонт проспекта Бандеры, протяженность которого составляет 3,8 км, а ширина - 26-34 метра, из городского бюджета выделили чуть больше 596 млн грн. По словам директора аналитического центра “Институт города”, эксперта в области жилищно-коммунального хозяйства и юриста Александра Сергиенко, если 6-полосный проспект будут укладывать камнем, а не дешевым цементом, будет качественный бордюр, то сумма в 590 млн грн приемлема для такого проспекта.
В “Киевавтодоре” нам подтвердили, что верхний слой дороги действительно будет покрыт щебеночно-мастичным асфальтобетоном, который на сегодняшний день является одним из лучших методов восстановления дорог.
В сети мы нашли достаточно хвалебную информацию о данном дорожно-строительном материале. Оказывается, он был разработан во второй половине 1960-х годов в Германии. Таким образом немцы пытались спасти дороги от разрушения из-за роста грузонапряженности автомобильного движения. ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон - ред.) отличается от обычного асфальтобетона тем, что менее зависит от изменения температурных режимов. Также, в отличие от обычного асфальтобетона, структура щебеночно-мастичного покрытия имеет самую высокую жесткость, благодаря чему уменьшается деформация материала.
Безусловно, современные технологии строительства дорог для нас, обычных водителей и пассажиров общественного транспорта, которые едва не проклинают “дорожную турбулентность”, как бальзам на душу.
Но для объективного сравнения редакция 44.ua запросила у “Киевавтодора” аналогичную информацию по такому же масштабному проекту - реконструкция просп. Победы, которую завершили в 2017-м. Оказывается, на проспект Победы с его 11,2 км (еще раз - 11 км!) было потрачено почти 400 млн грн. А это на 200 млн грн меньше, чем хотят отдать на капремонт просп. Бандеры, где длина дороги, напомним, составляет всего 3,8 км. И это при том, что работы в обоих проектах сравнительно похожи.
Предлагаем самим сравнить работы:
Учитывая то, что просп. Бандеры куда короче просп. Победы, а вот работы имеют похожие параметры, возникает резонный вопрос - почему по смете они так отличаются? Эксперт Александр Сергиенко дал ответ.
“Проспект Победы реконструировали два года, но вот расходы на ремонт считали где-то в 2015 году. А вот за проспект Бандеры взялись в начале 2018-го. Вот вам и вылезли эти 200 млн грн. Вполне возможно, что инфляция накручивает стоимость. К тому же в этом году, весна-лето, расценки на все строительные работы подскочили. Поэтому финансовые аудиты тендеров здесь не слишком эффективны. Во-первых, наша преступная прокуратура (личное суждение, редакция может иметь противоположную точку зрения - ред.) любит “наезжать” на бизнес, искать там завышенные расценки и плату за невыполненные работы. Во-вторых, вряд ли строители, тем более на таких колоссальных проектах, будут проводить махинации. Как правило, они зарабатывают благодаря “дружеским” фирмам, которые выполняют работы подешевле”, - рассказал эксперта в области жилищно-коммунального хозяйства Александр Сергиенко.
Кроме того, всегда существует вероятность договоренности между бизнесом и некоторыми чиновниками о завышенной стоимости работ, дабы потом выигравшая компания сделала “откат” тому же госслужащему.
Бюджетные миллионы в руках сомнительной компании?
Как известно, Prozorro - это не просто платформа, где проходят публичные закупки, это также заявленная прозрачная конкуренция между участниками тендера. Проще говоря, если один из участников выполнил все условия конкурса и предложил за свою работу самую низкую цену, то заказчик на 99,9% выберет именно его. В нашем случае предприятие "Автомагистраль-Юг" согласилось уменьшить сумму до 590 млн грн, что стало решающим в выборе победителя.
Кто же стоит во главе крупнейшей украинской компании, которая отремонтирует столичный проспект? Здесь фигурируют два одессита - Валерий Коротков (61%) и Олег Наливанный (39%). Именно они в 2006 году зарегистрировали “Автомагистраль-Юг”. По данным на сайте компании, ей принадлежит 10 заводов по производству асфальтобетонных смесей и 8 собственных производственных баз в составе строительных управлений предприятия в 6 регионах Украины. Также указывается, что в 2017 году компания победила в тендерах более чем на 2 млрд грн и отремонтировала более 500 км дорог Украины.
Но, согласно данным аналитической системы YouControl, в компании не все так гладко. Так, предприятие "засветилось" в 498 судебных разбирательствах. В некоторых - фирма является истцом, в некоторых - свидетелем, но в подавляющем большинстве - ответчиком. Какова причина исков? Во-первых, постоянные жалобы на качество выполненных работ. Во-вторых, истцы обвиняют предприятие в незаконном присвоении бюджетных средств.
К примеру, рассмотрим дело № 761/36708/18, где указывается, что не установленные судом люди незаконно и по общему сговору создали/купили десятки компаний, чтобы прикрыть незаконную деятельность и предоставить налоговую выгоду третьим лицам, среди которых также фигурируется "Автомагистраль-Юг".
В еще одном свежем деле № 522/8414/18 правоохранители обвинили фирму, которая ранее ремонтировала трассу Одесса-Рени, в том, что ее представители неоправданно завысили стоимость ремонтных работ. В результате неоправданное количество бюджетных денег были переведены на счета “Автомагистраль-Юг”.
Кроме того, сейчас полиция Одесской области расследует дело по факту служебной подделки, растраты и присвоения бюджетных средств при строительстве взлетной полосы на территории одесского аэропорта. Хотя исполнителем работ выступает частная фирма “Спецрембуд”, строительство ведут компании “Автомагистраль-Юг”, “Ростдорстрой” и др. В рамках расследования правоохранители выявили, что эти предприятия незаконно добывают грунт для осуществления работ.
Однако во всех трех случаях, несмотря на подозрения со стороны правоохранителей, суд пока не вынес решения. Мы снова обратились к Александру Сергиенко с вопросом о том, имеет ли право компания, за которой тянется шлейф судебных разбирательств, участвовать в новых тендерах.
“Имеет. Пока нет решения суда, где доказано, что компания причинила убытки, и на ее счета накладывается арест, она такая же компания-участница. И это понятно, если ваш конкурент по тендеру напишет на вас кляузу или донос, или организует через своих людей расследование, пытаясь таким способом вас выбросить из тендеров, то, вы понимаете, что у нас начнется. Поэтому пока нет решения суда, наличие расследования или то, что компания под следствием, не является причиной, чтобы отстранять ее от конкурса”, - отметил эксперт.
Но, оказывается, и сами заказчики товаров или услуг не могут запретить таким компаниям участвовать в конкурсах.
“Если заказчик даже пропишет в условиях тендера, что наличие уголовного расследования является основанием для недопущения в конкурсе, то это, вероятно, будут считать нарушением ряда законов о свободе конкуренции. Поэтому вряд ли такое можно прописать и в условиях тендера”, - подытожил Александр Сергиенко.
К чему мы ведем?
К сожалению, этот тендер, где предприятие с подмоченной репутацией получило бюджетные подряды на крупную сумму денег, служит ярким примером существования в городе, как и в стране в целом, главной проблемы - не урегулированной системы борьбы с коррупцией.
С определенной точки зрения, самая “прозрачная” и “честная” платформа публичных закупок “Prozorro”, о которой так расхваливали во власти, сейчас является просто красивой мишурой. Ведь ее давно уже обхитрил большой бизнес, за которым стоят те же люди из властных кабинетов, так рьяно обещающие нам побороть кумовство и дружничество.
С другой стороны, ранее в системе были возможны четкие махинации с указанием специфики товаров или услуг, которые позволяют выиграть аукцион лишь “своей” фирме. В то же время, несмотря на стоимость упомянутого тендера, “бичом” экономики все же остаются так называемые “допороговые” закупки - если лот обошелся в скромную стоимость, не попадающую под юрисдикцию обычных тендеров, его попросту не проверяют. Как ни странно, именно в этой сфере происходит наибольшее количество преступных сделок.
Остается только надеяться, что одесская компания, выигравшая тендер на капремонт проспекта Бандеры и хорошенько заработав на этом, хотя бы выполнит свою работу качественно. Но об этом мы можем говорить только постфактум.