Взрывная волна от Ботсада до Институтской: история пожара на столичных артскладах (ФОТО)
Недавно страну потряс инцидент на складах боеприпасов в Калиновке - там прогремел мощный взрыв и начался пожар. Сейчас то же самое происходит в Черниговской области. Пока все обсуждают версии произошедшего, редакция 44.ua напоминает историю взрыва артиллерийских снарядов на киевских складах, которые произошли в начале XX века.
Впервые этот материал был опубликован на 44.ua 30 сентября 2017 года.
Мало кто помнит, что около нынешнего Ботанического сада им.Гришко (историческая местность Зверинец) в начале XX века располагались артиллерийские склады Киевской крепости. Отсюда снаряды поставлялись прямо на Юго-Западный фронт Первой мировой войны.
Утром, 6 июня 1918 года Киев содрогнулся от мощного взрыва. Жителей Печерска охватила паника, так как никто не понимал, что происходит. К тому же память о химических атаках, артобстрелах и массовой резне, которую устроили большевики за полгода до того, была сильна.
Эпицентр взрыва находился в треугольнике современных улиц Бастионной и Киквидзе (теперь переименована в ул. Михаила Бойчука - ред.).
Несмотря на отдаленность от центра Киева тех лет, стекла были выбиты даже в университете св.Владимира ("Красный корпус"), а у здания Госбанка на Институтской разнесло стену.
Взрывы хорошо описаны Михаилом Булгаковым в “Белой гвардии”:
Звук был неслыханного тембра — и не пушка и не гром, но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули. Затем звук повторился, прошел вновь по всему верхнему Городу, скатился волнами в Город нижний — Подол, и через голубой-красивый Днепр ушел в московские дали. Горожане проснулись, и на улицах началось смятение. Разрослось оно мгновенно, ибо побежали с верхнего Города — Печерска растерзанные, окровавленные люди с воем и визгом. А звук прошел и в третий раз и так, что начали с громом обваливаться в печерских домах стекла, и почва шатнулась под ногами...
Паника улеглась, когда люди поняли, что дело не в очередных военных действиях, и снаряды рвутся не у них над головой, а на Печерске. Однако разрушения были сопоставимы с боевыми. Первые сообщения в газетах оценивали число жертв в 4 десятка, но, в конечном счете, погибших оказалось около 200, а раненных до 2 тыс. человек. При этом здания на прилегающих улицах были полностью разрушены. Разрушения докатились даже до ул. Львовской (ныне Сичевых Стрельцов/Артема). Без крова осталось 12 тыс. человек.
Следствие проводилось тщательно, но однозначных выводов о причинах нет. Отмечается, что вероятной причиной стало самовоспламенение сигнальных ракет, которые хранились в непосредственной близости со взрывчаткой. В своих воспоминаниях гетьман Скоропадский не исключал и диверсию большевиков:
Громадная площадь Зверинца, застроенная небольшими домиками, представляла сплошной пожар, причем в различных местах не переставали раздаваться сильные взрывы. Все, что возможно было мобилизовать для оказания помощи, было использовано. Причину взрыва установить не удалось. Официальная версия такова: еще во время войны в Зверинце складывались без всякой сортировки большие партии взрывчатых веществ и снарядов. Предполагается, что первоначальной причиной несчастья было самовозгорание ракет, находящихся вблизи от партии снарядов, которые взорвались, а уже потом от детонации начались взрывы в ближайших складах, все более и более увеличиваясь. Неофициальная версия: это дело большевиков. Очевидно, это вернее, потому что многие дома погибли из-за того, что рабочие, жившие в них, хранили там растасканные ими же снаряды. Потери и людьми, и имуществом были очень велики.
Читайте также: Арт-Осокорки: на станции продолжается создание проекта иностранных художников
Автор: Михаил Криволапов