День в истории: коммунисты сбежали из Киева и взорвали Крещатик
Вчера, 24 сентября, Киев негласно отметил кошмарную годовщину одной из трагедий. Это событие потрясло столицу и навсегда изменило ее. В первой половине XX века город многократно был залит кровью различных войн, оставаясь в зоне интересов тоталитарных режимов. Чего только не придумывали авантюристы и тираны, чтобы покорить Киев: химическое оружие, десятки тысяч убитых чекистами мирных жителей, голодомор, Бабий Яр, бездарная оборонительная и наступательная операции, забравшие сотни тысяч жизней.
Перечислять можно долго, но вчера была 76 годовщина варварского уничтожения исторического облика Киева. В этот день большая часть зданий на Крещатике взлетела на воздух, а в центре начались сильнейшие пожары.
Читайте также: В Киеве “заминировали” рынок (ФОТО)
Тактика выжженной земли
В 1941 году, когда советские войска со второй половины июня катились на восток, практически не останавливаясь, теряя город за городом, Киев обороняла 37-я армия. Командиром 37-й был знаменитый генерал Андрей Власов. В современной России очень любят рассуждать о коллаборационизме УПА, но стыдливо забывают про деятельность Андрея Власова, сколотившего РОА (“Русская освободительная армия”). Данное подразделение воевало на стороне нацистской Германии.
В 1941 году, не сумев сдержать натиск немецких войск в Киевском укрепрайоне на западе от столицы Украины, коммунисты начали готовить город к сдаче. Была применена тактика выжженной земли: заминированы все мосты, объекты инфраструктуры и большое количество центральных зданий: дома на Крещатике, театр Оперы, Лавра, Октябрьский дворец и многие другие. В подвалы домов тайно заносили ящики со взрывчаткой, а на чердаки – бутылки с зажигательной смесью, якобы для борьбы с танками. Жителей домов, разумеется, не предупредили. Расчет был на то, что немцы, заняв город, расквартируют свое командование именно в центральных сооружениях. Это преступление против своих же граждан совершали саперы Власова.
24 сентября, когда немцы уже полностью овладели городом, а 600 тыс. советских солдат под Киевом попали в окружение или плен, в центре прогремели первые взрывы. Считается, что сработали радиоуправляемые взрывные устройства. К счастью, многие памятники архитектуры немцы успели разминировать. Чудом уцелела София Киевская. Смотритель обманул чекистов, заявив, что у средневековой церкви нет подвалов. Всего из-за пожаров превратились в руины 104 здания.
Оккупанты принялись тушить “свои” здания. Но коммунисты-подпольщики перерезали пожарные рукава, тянущиеся в Днепр (воды в городе некоторое время не было).
Метод выжженной земли применялся большевиками неоднократно. С этим связаны даже некоторые пропагандистские мифы СССР. К примеру, всем известно о подвиге Зои Космодемьянской, которую поймали жители оккупированной немцами территории и передали захватчикам. Правда, советская пропаганда не говорила о том, что задание юных диверсантов состояло в уничтожении домов крестьян, которые могли кормить немцев.
Последствия
История взорванного Крещатика подтверждает избитый тезис о том, что нацистский и коммунистический режимы одинаково авантюрно жестоки. Воспользовавшись взрывами как поводом, немцы обвинили в происходящем киевских евреев и начали массовые казни в Бабьем Яру.