Эндопротезирование для защитников: интервью с хирургом-ортопедом, который берется за самые сложные случаи
В столице состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам протезирования украинских военнослужащих. Также прошла презентация Центра эндопротезирования, остеоинтеграции и бионики.
С начала полномасштабной войны десятки тысяч украинских защитников в боевых действиях потеряли или травмировали одну или несколько конечностей. Не все из них нуждаются в протезировании, но, как утверждают врачи, до 4 000 военных уже сегодня нуждаются в сложном протезировании, эндопротезировании или остеоинтеграции.
На конференции обсудили самые распространенные причины травм и особенности протезирования украинских бойцов, негосударственную организацию медицинской помощи пострадавшим военным, международное сотрудничество в этой области и применение новейших медицинских методик.
Хирург ортопед-травматолог Александр Галузинский, медицинский директор Центра сложного эндопротезирования, остеоинтеграции:
"В начале полномасштабной войны основными причинами травмирования бойцов были артиллерийские обстрелы и огнестрельные ранения А после того, как враг заминировал линию фронта, к ним добавились минно-взрывные ранения. Травматическая ампутация может произойти прямо на поле боя - когда взрывом отрывает конечность. Или же конечность ампутируют в первые сутки после травмирования, потому, что ранение вызвало инфекцию. Бывают и отсроченные ампутации. Иногда врачи пытаются сохранить жизнеспособность конечности, но повреждение нервов и сосудов настолько серьезное, что приходится принимать решение об ампутации. Если же конечность спасли, но она совсем не функциональна - болит, не сгибается в суставах - тоже стоит сделать ампутацию, чтобы человек мог комфортно пользоваться протезом".
Эксклюзивно для 44.ua Александр Галузинский рассказал подробнее о лечении и эндопротезировании украинских героев.
Бывает, что бойцы теряют конечность, потому что не могут вовремя попасть в госпиталь?
К сожалению, это действительно так. Бесспорно, наши бойцы пытаются доставить раненого собрата к медикам как можно быстрее, но это не всегда удается. Поэтому человек не получает своевременную квалифицированную медицинскую помощь. В некоторых случаях турникет находится на конечности 5-6 часов, что приводит к необратимым изменениям вследствие нарушения кровообращения. Тем не менее человек по крайней мере остается живым и не умирает от кровотечения.
Какие существуют наработанные протоколы лечения военных?
Первое, что нужно сделать - тщательно обследовать пациента. Определить, есть ли у него инфекция. Посмотреть, в каком состоянии находятся нервы, сосуды и мышцы. Исследовать состояние костной ткани, чтобы понять позволяет ли оно установить полноценный эндопротез. Бывают случаи, когда дефект кости возле сустава настолько велик, что его приходится замещать индивидуальной 3D печатной титановой конструкцией. Существует такое понятие, как сложное эндопротезирование. Так вот, любое эндопротезирование военного является сложным.
Есть данные о том, что в 2017-2019 годах в Киеве было выполнено 6-10 тысяч операций эндопротезирования. Насколько эта цифра увеличилась в военное время?
Трудно сказать. С одной стороны увеличивается количество военных, нуждающихся в эндопротезировании. С другой стороны, гражданские люди, которые планировали установить эндопротез, не спешат это делать. Рассуждают так: идет война, поэтому не буду тратить деньги. По моему мнению, количество операций эндопротезирования среди гражданских граждан уменьшится. Но за счет военных общая цифра увеличится.
Как сфера эндопротезирования в Украине эволюционировала за последние 5 лет?
Самое главное, что произошло за 5 лет в Украине: качественно изменились подходы к эндопротезированию. Прежде всего из-за того, что хирурги стали активно применять методы персонализированной медицины (выбор медицинских решений и практик на основе прогнозируемой реакции конкретного пациента, а не общих протоколов лечения). Также мы получили возможность устанавливать индивидуальные импланты, изготовленные с помощью 3D печати. Кстати, эти импланты проектируются и изготавливаются в Украине. Мне посчастливилось быть причастным к внедрению новых технологий в отечественной ортопедии. Чему я очень рад.
Это правда, что благодаря технологии малоинвазивного доступа пациенты теряют меньше крови во время операции эндопротезирования?
В конце 90-х, когда украинские ортопеды учились ставить эндопротезы, операции длились до пяти часов и кровопотеря была достаточно высокой. Сейчас эндопротезирование тазобедренного сустава длится 30-60 минут и делается через небольшой аккуратный разрез. Поэтому кровопотеря может быть менее 200 мл.
Стоимость эндопротезирования составляет от 60 до 70 тысяч гривен. Нужно ли привлекать государство и создавать специальную программу помощи раненым бойцам?
Государство не было готово к такому количеству раненых. Как и никто из нас не был готов к войне. Поэтому потребности в такой программе не было.
Сейчас государство делает очень много. Например, закупает необходимые импланты. Но их количество все же остается недостаточным. Напечатанные индивидуальные 3D конструкции государство вообще не финансирует.
Если военнослужащий не может в короткий срок получить нужный индивидуальный протез от государства, мы привлекаем благотворительные фонды. Поэтому да. Государственная программа нужна. И мы делаем шаги в этом направлении. Проводим разговоры с руководством Минздрава о создании государственной программы остеоинтегративного протезирования. Надеемся, до конца года программа будет создана и заработает.