Елена из Кривого Рога пытается установить причину смерти своей 15-летней дочери, которая работала моделью в Сеуле
В сентябре прошлого года в далекой Южной Корее (Республика Корея) ушла из жизни юная криворожанка Анастасия. Это произошло всего за неделю ее пребывания в чужой стране, а обстоятельства смерти оставили вопросы, прежде всего, для ее родителей, которые сейчас пытаются выяснить, что же случилось с их дочерью.
О трагической истории нам стало известно от криворожанки Елены - мамы умершей девушки. Сегодня Елена прилагает усилия для того, чтобы понять, насколько объективным было следствие по факту смерти несовершеннолетней девушки там, в Южной Корее - должным ли образом были изучены причины смерти, были ли детально обследованы обстоятельства последних часов (минут) ее жизни... В общем, мать хочет знать, насколько то, что ей сообщили, соответствует действительности и получить компетентную информацию.
Причина смерти неизвестна? Что могло произойти с момента завершения их последнего разговора по телефону? Почему ей, матери, не дали возможности пообщаться с девушками, которые жили вместе с ее дочерью, а значит, находились рядом в последние мгновения жизни? Эти и другие вопросы сегодня бередят душу убитой горем женщины, которая потеряла самое дорогое в жизни - собственного ребенка.
Во время разговора с Еленой мы не могли не затронуть тему безопасности несовершеннолетней Насти: как планировался и организовывался выезд ребенка за границу, были ли минимизированы риски, как и кем решался вопрос проживания девушки за рубежом.
По словам Елены, Настя с детства была самостоятельной. Определенным образом к этому подтолкнули и жизненные обстоятельства. Настя с детства ездила на маршрутке в гимназию, посещала один из криворожских хореографических коллективов, выступала на различных площадках, в составе коллектива участвовала в различных фестивалях и конкурсах. Поэтому в семье привыкли к творческим путешествиям ребенка, зная, что рядом есть ответственная наставница - преподавательница хореографии, которую дети и родители уважали, к которой прислушивались.
Этот опыт и повлиял на дальнейшие планы родителей относительно ребенка. Узнав, что в Кривом Роге существует Школа моделей, мама посоветовала девочке попробовать себя в этой области, мол, там есть и хореография, и эстетика, и этика, и психология, и дисциплина, что будет способствовать развитию девочки в подростковом возрасте. А полученные навыки и знания могут стать полезными в будущем.
Как говорит Елена, речь велась об общем развитии ребенка, цели профессионального продвижения в сфере моделинга не было. Но в силу обстоятельств - настойчивости и способностей девушки, ее внешности и физических параметров - на нее обратила внимание представительница модельного агентства, которая и предложила контракт.
На фото: Елена с дочкой
Первый выезд Насти по контракту состоялся в Турцию в 2021 году. Этот опыт Елена называет "пробным": получится - не получится, что надо "подтянуть", какие умения улучшить... Как объясняет криворожанка, выезд за границу происходил с соблюдением всех требований действующего законодательства, а принимающая сторона встречала девушку в аэропорту и в дальнейшем обеспечивала транспортом, жильем, питанием.
Из Турции Настя вернулась уже через две недели, не доработав срок, предусмотренный контрактом. На тот момент 14-летняя девушка еще имела недостаточные навыки владения английским языком, что препятствовало эффективной работе. Поэтому изучение английского стало еще одним приоритетом в ее обучении и развитии.
Вскоре ожидалась следующая поездка девушки по контракту - на этот раз в Грецию. Но эти планы были нарушены началом широкомасштабного вторжения россиян. В то же время для моделей криворожского агентства открылись новые возможности.
-В момент паники, когда никто не понимал, что будет происходить здесь и стремились обезопасить своих детей, руководитель модельного агентства предложила родителям вывозить детей за границу, а она, дескать, будет искать возможности, как их устроить. Даже если не будет работы, то хотя бы, чтобы дети имели условия для жизни за рубежом. Она говорила, что в режиме 24/7 будет заниматься зарубежной жизнью наших детей, если у нас не будет возможности выехать вместе с детьми.
-Посоветовавшись с мужем, мы решили, что я с Настей выезжаю. Так 8 марта 2022 года мы выехали в Польшу, 25 марта Настя уже вылетела из Варшавы в Грецию - на контракт, а я вернулась домой, - вспоминает Елена.
После завершения срока двухмесячного контракта в Греции, Настю ожидал двухмесячный контракт в Турции, откуда в первые дни августа 2022 года она вернулась домой, в Кривой Рог. Это возвращение было временным, ведь в семье готовились уже к следующему выезду девушки по контракту: через Варшаву, куда мама с дочкой снова добирались вдвоем, Настя должна была лететь в Южную Корею. Как оказалось, в свою последнюю поездку.
Елена отмечает, что все эти зарубежные поездки базировались, прежде всего, на доверии к агенту, которая сотрудничает с различными модельными агентствами по миру, имеет репутацию и постоянные контакты в сфере модельного бизнеса. Кроме этого, каждый контракт предусматривал ответственность модельного агентства за несовершеннолетнюю сотрудницу.
На фото – Анастасия
Таким образом в Сеул Настя въехала официально, получив "рабочую визу". Уже через 6 дней после приезда девушки не было среди живых.
Елена до сих пор пытается восстановить всю картину жизни дочери в Республике Корея - с таймингом, общением, контактами... Но не все "пазлы" складываются воедино для осознания объективности того, что случилось с ее ребенком - чего-то не хватает, какая-то информация порождает определенные подозрения и тому подобное.
-Я посадила ее на самолет в Польше, около 7 утра следующего дня, в воскресенье, она позвонила из аэропорта Сеула, сообщила, что идет на ПЦР-тест, без которого там не выпускают в город. Далее ее ждало заказанное агентством такси, ее доставили в апартаменты, которые снимает для девушек работодатель, - рассказывает Елена.
Во время следующего разговора с мамой в этот же день Настя сообщила, что уже в апартаментах, что страна встретила ее ливнем, что ей дали средства на питание и она собирается выйти за продуктами...
А с понедельника началась модельная работа 15-летней криворожанки. В течение трех дней девушка наведывалась в агентство, где обсуждались вопросы рабочего процесса, ставились задачи, определялся график, планы...
Начиная с четверга до понедельника в стране праздновали, было несколько дней выходных подряд, когда никакие учреждения не работают. Поэтому, по информации Елены, ее дочь в течение нескольких дней находилась дома, в квартире, где, кроме нее жили еще трое девушек - одна из Бразилии и две россиянки. Пребывание девушки по месту жительства подтверждается и телефонными разговорами матери и дочери, а также перепиской Насти со знакомым, которая содержится в телефоне девушки.
Последний разговор матери с дочерью состоялся 10 сентября, в 15:45 по киевскому времени (в Южной Корее в это время было 21:45). Настя позвонила маме, состоялась обычная беседа. Девушка сообщила, что у нее все в порядке. Казалось, у нее было хорошее настроение, поскольку радостно рассказывала, что сдала тест по английскому на платформе Duolingo, набрав высокий балл. Елена похвалила дочь. Обсудили бытовые вопросы, планы на следующий день. В частности, во время разговора речь шла и о том, что из-за шестичасовой разницы во времени нарушился режим, что может повлиять на ее здоровье и планы. Поэтому мать посоветовала дочери вовремя ложиться спать и пообещала своими телефонными звонками помочь со своевременными утренними "подъемами". Тогда женщина не знала, что больше не услышит дочкиного голоса.
На следующий день Елена, как и обещала, с утра начала звонить ребенку, однако ответа не было.
-Я видела, что СМС-ки доходят, поэтому, думала, как всегда, спит. Не берет трубку, значит, перевела телефон в беззвучный режим на период сна, - вспоминает течение своих мыслей криворожанка, - Так продолжалось часов пять. С течением времени у меня нарастала тревожность. Я начала звонить каждые пять минут, понимая, что хотя бы кто-то должен был бы среагировать, обратить внимание на вибрации телефона и откликнуться. Тогда начало приходить осознание, что что-то случилось.
На фото – Анастасия
Позже Елена получила сообщение от агента, которая неожиданно заинтересовалась, чем болела Настя, имела ли она аллергическую реакцию на медпрепараты, от чего остался шрам в районе грудной клетки девушки (в пятилетнем возрасте девочке хирургически лечили врожденную деформацию грудной клетки).
Вопросы вывели Елену из равновесия, она пыталась выяснить причину такой заинтересованности состоянием здоровья ее дочери, на что агент ответила (в переписке), мол, девочке плохо, ее повезли в больницу, врачи советуются по поводу оказания ей медицинской помощи.
-Эта информация позволила мне немного "выдохнуть", ведь стало понятно, что Настя жива. Я начала отправлять информацию о состоянии ее здоровья (голосовыми сообщениями). И тут получаю еще одно сообщение с советом выпить лекарства, чтобы поддержать сердце, а минут через 10 она (агент - ред.) пишет: "Стасю (профессиональный псевдоним Насти - ред.) не спасли, Стаси больше нет", - говорит Елена, не сдерживая слез.
14 сентября Елена вместе с агентом была уже в Сеуле. В этот же день ее три часа допрашивали в местном отделении полиции. Общаясь со следователем, женщина пыталась выяснить обстоятельства смерти своего ребенка. Но многое из того, что ее интересовало, не услышала и не увидела: она не имела возможности пообщаться с девушками, которые жили в одной квартире с Настей, а их показания во время следствия также остались тайной. В то же время, по мнению матери, исследование времени и событий доказывает, что тело Насти длительное время находилось в постели, в квартире, где рядом с ней жили еще несколько девушек. Елена не понимает, как они могли быть рядом и долгое время не среагировать на умершую?
Домой Елена вернулась с прахом дочери.
Придя в себя, криворожанка пытается детально исследовать обстоятельства смерти ребенка, понять, насколько качественно было проведено следствие правоохранителями Республики Корея.
Елена отметила, что следствие продолжалось до апреля 2023 года. В марте она подала запрос к Уполномоченному Верховной Рады Украины по вопросам защиты детей, который, в свою очередь, передал запрос в посольство Украины в Республике Корея, а представители посольства официально направили документ в местную полицию. Но это не дало ожидаемого результата - ответов на направленный запрос следствие не предоставило. К тому же в период ожидания ответа на запрос (45 дней) Елена получила сообщение о замене следователя по делу. По ее словам, уже новый следователь исследовал телефон Насти, который почему-то не исследовали раньше, и ... закрыл дело.
С того момента Елена пытается разобраться со следствием, приобщив к этому процессу украинских правоохранителей. Ведь она, как потерпевшая, не имеет доступа к материалам проведенного в Южной Корее следствия, а ее попытки ознакомиться с документами тщетны - следствие неохотно контактирует как с матерью, так и с представителями Украинского посольства.
В Украине Елена обратилась с заявлением о преступлении в Офис Генпрокурора (ОГПУ), однако в возбуждении уголовного дела ей было отказано. Тогда за помощью женщина обратилась к народному депутату Украины Елене Криворучкиной. И только после депутатского запроса Днепропетровская областная прокуратура по поручению ОГПУ открыла уголовное производство по ч.1 ст.115 Уголовного кодекса Украины и начала досудебное расследование.
Сейчас идет следствие с применением международных правовых инструментов. Цель матери умершего ребенка, чтобы украинские следователи получили доступ к материалам следствия, проведенного в Республике Корея. Женщина хочет убедиться, что следствие проведено объективно и качественно, или же установить истинную причину смерти дочери. Ведь информация, которую она имеет на данный момент, склоняет ее к мысли, что смерть ее дочери не является естественной.
"Сейчас я не могу утверждать, что Настю убили, но я могу утверждать, что ее смерть не является естественной", - отмечает Елена.
На фото – Анастасия
P.S. Добавим, что во время нашего разговора Елена проинформировала, что ее выезд в Республику Корея и ее пребывание там было организовано модельным агентством, по контракту с которым должна была работать Настя.
Фото предоставлено Еленой для публикации на сайте.