В завершение года мы анализируем, как украинцы путешествовали в 2024 году, учитывая обстоятельства войны. Какие направления были популярны, как изменились мотивы путешественников и какие туры отошли на второй план?
Эксклюзивно для 44.ua директор туристического агентства «Полечу, куда хочу!» Наталья Якименко поделилась статистикой и опытом.
Кто выбирает путешествия за границу
Если сравнить с довоенным периодом, то среди путешественников почти полностью исчезли мужчины - они составляют 5% от общего количества туристов. 95% путешественников — это женщины, из которых:
- 70% - мамы с детьми, стремящимися подарить своим детям мирные воспоминания;
- 30% - женщины, путешествующие сами или присоединяющиеся к групповым турам. Такие туры часто ставят целью исследование новых стран, активный отдых, фотосъемку или видеоконтент.
Изменения в мотивации для путешествий
До войны большинство украинцев воспринимали заграничные путешествия как способ отдохнуть от рутины, увидеть новые страны или насладиться морем. В настоящее время путешествия стали способом психологического обновления и безопасности. Люди стремятся ощутить жизнь без сирен, без обстрелов, возможность выспаться спокойно.
Для мам такие поездки — это также возможность показать детям мирную жизнь и дать надежду, что она когда-нибудь вернется в Украину. Спрос на спокойный отдых у моря значительно превышает интерес экскурсионными турами, которые до войны были популярны.
Отдых без россиян
Еще до начала войны некоторые украинцы интересовались направлениями, где отдыхают меньше россиян. Сейчас этот запрос вырос до 40%. Особенно это касается популярных направлений, таких как Турция или Египет. Украинцы, даже выбирая эти страны, часто просят подобрать отели, где россияне отдыхают редко. Более того, этот фактор нередко становится решающим даже при выборе более дорогих вариантов.
Во избежание российских туристов украинцы все чаще выбирают европейские страны, такие как Греция, Испания, Италия, а также Тунис. Благодаря визовым ограничениям для граждан России, эти направления стали еще более привлекательными для украинцев.
Новые клиенты украинских агентств
С начала полномасштабного вторжения украинские туристические агентства открыли для себя новую категорию клиентов — украинцев, уехавших за границу задолго до начала войны или уже после ее начала.
Основные причины, почему эти люди обращаются к украинским компаниям:
- поддержка украинского бизнеса;
- удобство и привычка работать с проверенными компаниями;
- отрицательный опыт сотрудничества с европейскими агентствами;
- преимущество украинского сервиса, быстрота реагирования на запросы и помощь с визовыми вопросами;
- языковой барьер;
- понимание продукта и личный опыт посещения отелей, помогающий при выборе направления.
Как изменились направления путешествий
Закрытие украинских аэропортов существенно изменило географию туризма, но не сузило ее, как можно было ожидать. Путешествия начинаются с аэропортов соседних стран: Кишинева, Жешува, Сучавы, Варшавы, Катовице, Бухареста или Будапешта.
Хотя аэропорты Кишинева, Жешува, Бухареста и Сучавы предлагают ограниченное количество направлений, Варшава и Будапешт дают доступ к более широкой географии, включая экзотические страны.
Автобусные туры, ранее не пользовавшиеся спросом (только 2% бронирований), сейчас в летний сезон составляют 15%. Самые популярные направления: Болгария (из-за относительно небольшой стоимости и короткое время в пути — около 30-33 часов) и Турция (42-45 часов).
Популярные направления по сезонам
Летом украинцы до сих пор склонны к путешествиям в Турцию. Особенно это направление интересно мамам с детьми, поскольку турецкие отели концепции «все включено» предлагают много детских развлечений. Все более популярными становятся европейские страны. Первую причину мы уже упоминали – там мало россиян.
Вторая веская причина – это теплый климат, вкусная еда, культурное наследие. И третье – эти направления выбирают те, кто уже превысил нормы пребывания в странах Шенгенской зоны без оформления визы. Поэтому такие туристы выбирают путешествия в пределах Шенгена без границ.
В межсезонье (весна и осень) остается популярным Египет. Это относительно доступная по стоимости страна с привычным для украинцев сервисом «все включено».
Зимой любители теплых краев выбирают Занзибар, Шри-Ланку и Доминикану. Последняя – лидер продаж, ведь относительно доступна по бюджету и здесь есть отели «все включено».
Продолжительность отдыха и расходы
Из-за сложностей с добором в аэропорты украинцы выбирают более длинные путешествия. Минимальный срок – 7 ночей, что значительно отличается от довоенных коротких поездок на выходные в европейские города. Туры на выходные сейчас вообще утратили популярность.
Средний чек на морской отдых остался стабильным: 2000 евро за двоих на 7 ночей. Бюджетные варианты, как автобусные туры, стоят от 150 евро.
Что касается «горячих туров», то раньше они составляли 15% бронирований, но сейчас почти исчезли из-за логистических трудностей. Люди начали планировать свои поездки заранее. К тому же сейчас украинцы пользуются европейскими аэропортами, а все чартерные рейсы распродаются заранее.
Поэтому в Европе почти не возникают ситуации с незаполненными самолетами, когда цены на перелет за несколько суток до вылета существенно снижаются. Европейцы редко меняют планы на поездки и отказываются от туров в преддверии вылета.
2024 год стал годом адаптации украинских туристов к новым реалиям. Путешествия стали не только отдыхом, но и способом обрести покой, поддержать себя морально и почувствовать хотя бы временную безопасность.
Хотите узнать еще больше новостей Киева, Киевщины и Украины? Тогда быстрее присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу "Главные новости Киева – 44.ua" .