В последние десятилетия столица Украины озвучивала ряд грандиозных транспортных проектов, призванных решить проблемы с пробками и сообщением между районами. Монорельсовая система, капсулы Sky Way, комбинированные трамваи-поезда – каждая из этих идей могла изменить Киев. Но то ли из-за отсутствия финансирования, то ли из-за слабой поддержки власти эти проекты так и не стали реальностью. Журналисты 44.ua подготовили подборку этих проектов и готовы ею поделиться с читателями.
Трам-трейн от Троещины до Караваевых дач
И первый нереализованный проект в нашей подборке, о котором мы расскажем – tram-train. Так, в 2016 году киевские власти представили идею запуска комбинированного вида транспорта, который мог бы ездить как по трамвайным, так и железнодорожным путям. Планировалось, что новый трамвай-поезд соединит Троещину и Караваевы Дачи, став частичной альтернативой метро на Троещину.
Главным преимуществом проекта было то, что для его реализации не нужно было строить новый путь. Многосекционный 60-метровый транспорт должен был развивать скорость до 120 км/ч и обеспечить комфортную перевозку пассажиров. Запустить систему планировали в 2020 году.
Нереализованный проект в Киеве Трам-трейн от Троещины до Караваевых дач
Однако уже с 2017 проект перестали развивать. Среди основных причин называлось отсутствие специального подвижного состава и сложности с интеграцией нового транспорта в дорожную инфраструктуру города.
Метробус – скоростной автобус для мегаполиса
Метробус – это система скоростного автобусного транспорта, которая используется более чем в 150 городах мира, таких как Стамбул, Мехико, Джакарта и Оттава. Она предусматривает выделенные полосы, по которым двигаются автобусы, что обеспечивает отсутствие пробок и позволяет транспорту курсировать непрерывно. Еще одной важной особенностью метробусов является посадка пассажиров через специальные терминалы с турникетами, что обеспечивает быстроту и комфорт. В некоторых городах интервалы между отправлениями составляют всего несколько секунд.
О введении такой системы в Киеве начали говорить еще в 2019 году, идею поддерживали как альтернативу строительству метро на Троещину. Однако из-за различных трудностей, включая потребность в значительных инвестициях и адаптацию инфраструктуры города, метробус в Киеве так и не появился, и сейчас этот проект остается нереализованным.
Актуальные, важные и проверенные новости читайте в нашем Telegram-канале "Главные новости Киева – 44.ua" . Также не забывайте приобщаться.
Канатная дорога: воздушный путь на левый берег
В Киеве не раз обсуждали запуск канатной дороги как альтернативного вида транспорта. По словам архитектора Андрея Миргородского, в планах было соединить станцию метро "Арсенальная" с Левым берегом через вертолетную площадку на Парковой дороге. Также в Генплане Киева на 2020-2040 годы упоминается построение "канатки".
Мэр Виталий Кличко в 2017 году приводил пример успешной Харьковской канатной дороги, однако до реализации идеи в Киеве дело так и не дошло. Война и регулярные обстрелы делают перспективу этого транспорта почти утопической.
Согласно довоенным планам, в первую очередь канатной дороги планировали от Почтовой площади до Гидропарка с пропускной способностью до 2400 человек в час. Но проект так и остался на бумаге.
Капвей: футуристический транспорт, не ставший реальностью
В Киеве в свое время пытались создать капвей — смесь монорельса и автобуса, которая должна была стать альтернативой метро. Идею впервые рассматривали еще в 60-х годах, но только в 2004 году на полигоне между Гостомелем и Мощуном построили 300-метровый тестовый участок для вагончика, способного разгоняться до 100 км/ч и перевозить до 150 пассажиров.
На реализацию проекта потратили около 3,5 миллиона долларов, а сам вагон изготовили на белорусском предприятии. Однако проект сочли нерентабельным и закрыли. До 2020 года оранжевый вагон стоял заброшенным возле Гостомеля, после чего его перевезли в Государственный музей авиации как экспонат.
Электробусы и трамвай в Ирпень: амбициозные планы или несбыточная мечта?
О запуске электробусов из Киева в Ирпень, как и троллейбусной линии в этом направлении, говорят уже не первый год. Однако ни один из этих проектов пока не реализован.
Запуск электротранспорта из Киева в Ирпень
Троллейбусная линия остановилась на этапе планирования из-за протестов экоактивистов, выступивших против вырубки леса для ее строительства. А вот идея электробусов вновь обрела актуальность в 2023 году, когда ирпинский мэр Александр Маркушин заявил о сотрудничестве с немецким обществом международного сотрудничества GIZ Ukraine. По его словам, планируется не только снабдить город современными электробусами, но и обустроить альтернативные источники питания, такие как солнечные панели.
Между тем, в 2024 году в Верховной Раде заговорили о запуске трамвайного сообщения между Киевом, Ирпенем, Бучей, Гостомелем и Блиставицей. Проект должен быть завершен до 2027 года в рамках программы восстановления Киевщины. Правда, в самой программе информация об этом трамвае пока отсутствует, что подвергает сомнению его реальные перспективы.
Sky Way: подвесной транспорт на Троещину со скоростью 500 км/ч
В 2018 году Киевская городская государственная администрация заявила о намерении реализовать проект Sky Way — надземную транспортную систему, которая должна была соединить Почтовую площадь с Троещиной. Для этого была даже создана рабочая группа в департаменте транспортной инфраструктуры.
Проект предусматривал подвесные вагоны-капсулы, способные перевозить до 14 пассажиров со скоростью 150 км/ч. Они должны были двигаться по подвесным рельсам, смонтированным между опорами. Позже планировали внедрить сверхскоростной вариант Sky Way со скоростью до 500 км/ч, что должно создать футуристическую транспортную систему, похожую на изображенную в фильме "Пятый элемент".
Однако, несмотря на амбициозные планы, рабочая группа так и не приступила к деятельности, а проект остался только на бумаге.
Ранее мы рассказывали о ТОП-8 нереализованных архитектурных мечтах столицы .