Метро Киева отмечает 64 года: малоизвестные факты, история подземных маршрутов и интересные детали, о которых вы могли не знать

6 ноября 1960 г. для Киева стало знаковым днем — были открыты первые пять станций метро, которые и сейчас пользуются большой популярностью. С этого момента киевское метро стало не просто транспортной артерией, но и стратегическим объектом для жителей столицы, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций. Что еще особенного скрывает киевская подземка?

История строительства метро: путь через годы и вызовы

Киевское метро могло появиться еще в 1880-х годах, когда обсуждали проект тоннеля от Речного вокзала до железнодорожного. Стоимость такого строительства, как и низкая потребность в дополнительном транспорте, заставили город отказаться от затеи.

В 1936 году специалистами Института транспортной механики Академии наук УССР был разработан новый план строительства метрополитена. Предлагалось сделать три линии общей протяженностью около 50 км. Согласно плану, метро должно было соединить Выгуровщину на левом берегу с Оболонью на правом, оттуда поверхностью идти к Вишневому, затем через Пирогово и Жуков остров выходить к железнодорожному пути вблизи Дарницкого вокзала, а оттуда — к Воскресенке.

В 1937 г. даже начали прокладывать тоннели под Днепром, но Вторая мировая война остановила проект.

Только после войны, в 1949 году, был создан "Киевметрострой", что и стало отправной точкой для реализации подземного транспорта. План начался с детальных исследований и анализа пассажиропотока, а уже в 1951 году удалось соединить первые тоннели между станциями "Арсенальная" и "Крещатик".

До сих пор не подписаны на наш Telegram-канал "Главные новости Киева – 44.ua" ? Скорее присоединяйтесь, чтобы всегда быть в курсе всех событий и ничего не упустить.

Архитектурное величие и этапы открытия

Первая очередь киевского метро была запущена в 1960 году, и в нее вошли станции "Вокзальная", "Университет", "Крещатик", "Арсенальная" и "Днепр". В следующие этапы строительства входили станции "Политехнический институт" и "Завод «Большевик»" (нынешняя "Шулявская") — они открылись в 1963 году.

С 1965 года открылись станции "Гидропарк", "Левобережная" и "Дарница", соединявшие правый и левый берега Днепра через мост Метро. Дальнейшее строительство шло быстрыми темпами, и в 1971 году началось прокладывание второй, Куреневско-Красноармейской (ныне Оболонско-Теремковской) линии.

Стоимость проезда

В первую неделю после открытия метро его услугами могли воспользоваться только граждане, получившие специальные пропуска. С 12 ноября 1960 г. все желающие могли проехать, купив билет стоимостью 50 копеек. После денежной реформы в 1961 году стоимость проезда составляла 5 копеек и такой тариф продержался более 30 лет. Первые автоматические контрольные пункты, принимавшие монеты по 5 копеек, были введены в эксплуатацию в 1961 году. 1 октября 1992 г. в обращение были введены металлические жетоны. Однако 20 апреля 1994 года их заменили пластмассовыми голубыми цветами, которые имели более низкую себестоимость.

1 июля 2020 киевский метрополитен прекратил принимать жетоны как средство оплаты. Вместо этого были внедрены карточки "Киев Цифровой". Также пассажиры начали платить за проезд по банковским карточкам.

Рекорды и уникальные особенности киевской подземки

Станция "Арсенальная", известная своей глубиной в 105,5 метров, является рекордсменкой в мире - к ней ведет самый длинный эскалатор, а саму станцию построили в месте с большим перепадом высот.

Эскалаторы метро в общей сложности насчитывают 124 единицы, их наклон составляет 30°, а поручни двигаются чуть быстрее ступеней, чтобы пассажиры меняли положение руки и не засыпали во время спуска.

В общей сложности киевляне стоят на эскалаторе в метро более 50 часов в год. В нашей подземке он двигается со скоростью 1 м/с. Если вы пользуетесь метро хотя бы 4 раза в день, то тратите на подъем и спуск где-то 130 секунд каждый день. Это выходит 53 часа в год. За это время можно прочесть 3-4 книги, посмотреть 26 фильмов и 13 раз обойти весь центр Киева

Станции-памятники: "Крещатик", "Вокзальная", "Арсенальная" и "Университет" внесены в список архитектурных памятников из-за их культурной и исторической ценности.

Билетная система. В 1990-х годах метро ввело жетоны для прохода через турникеты. Однако с июля 2020 года киевское метро окончательно перешло на современную систему оплаты с использованием электронных карт "Киев Цифровой" и банковских карт.

Языковой вопрос: объявления станций долгое время были исключительно русскоязычными и только в 1990 году начали звучать на украинском языке. С 2012 года объявления в вагонах дублируются по-английски, что стало удобством для иностранных гостей столицы.

В свое время именно киевский метрополитен стал третьим в СССР после Московского и Ленинградского. Сейчас он занимает 29-е место в мире по пассажиропотоку, хотя по длине линий – всего 60-е.

Сейчас метрополитен Киева насчитывает три ветви общей протяженностью около 70 км. Это 52 станции, 3 из которых – большие пересадочные узлы в центре.Для удобства жителей и гостей столицы повсюду есть указатели, информационные доски и мониторы. Это облегчает использование метрополитена. Новые станции оборудованы лифтами-подъемниками для пассажиров с ограниченными возможностями. На всех станциях имеется покрытие основных сотовых операторов.

Почему метро стало стратегическим объектом для столицы

Сегодня киевское метро играет немаловажную роль не только как транспортное средство, но и как защиту для населения. Глубокие станции стали укрытием во время воздушных тревог, а самая глубокая станция "Арсенальная" известна своей мощной способностью защиты благодаря большой глубине.

Киевский метрополитен – это не только путь под землей, но огромный культурный и исторический объект. Он вырос из превзошедшей своих создателей идеи города будущего и продолжает оставаться верным спутником для киевлян и гостей столицы.

Также мы раньше рассказывали об истории древней Троещины, а также об интересных фактах.