В связи с активным обсуждением сообщенной ранее информации о злоупотреблении информационными правами хочу заметить, что целью привлечения внимания к этой теме является исключительно информирование общества об имеющейся проблеме и исследование возможных путей ее решения.
На протяжении многих лет должностные лица органов власти, эксперты на различных коммуникационных площадках поднимают вопрос о существовании проблемы злоупотребления информационными правами, пишет уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец в своем блоге на Lb.ua.
При этом, именно с началом полномасштабного вторжения российских войск в Украину злоупотребление правами на обращение и информацию приобрело особый характер, так как отчасти было инструментализировано лицами, их объединениями, политическими партиями и религиозными организациями антиукраинского наклона, которые стали активно применять указанные правовые инструменты для формирования пропагандистского российского контента и распространения дезинформации.
В то же время речь идет не о гражданах, которые активно пользуются этими правами для реализации или защиты других прав, а о лицах, которые используют гарантированные Конституцией Украины возможности подачи запросов и обращений для дестабилизации работы государственных органов, а также отрицания конституционно-правового строя в Украине.
Такие лица используют эти и другие правовые средства для формирования манипуляционного контента, фейков и умышленного или по неосторожности содействия информационно-психологическим операциям врага. Последствиями таких действий может быть негативное влияние на выполнение органами власти своих обязанностей, подрыв доверия к власти, армии, создание раскола в обществе и тому подобное.
О существовании указанной проблемы также неоднократно отмечалось в медиа и блогерами:
https://www.youtube.com/watch?v=aDnp0lWscDk
https://www.youtube.com/watch?v=av0In0gtCuY
https://www.youtube.com/watch?v=pGU4lkUShYM
Особую актуальность вопрос такой активности приобрел с постепенным восстановлением надлежащей работы государственного аппарата в 2023 году.
О росте количества случаев злоупотребления правами на подачу обращения, запроса и производными им правами стало известно в рамках осуществления парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что в частности проявлялось в виде однотипных, обращений и запросов (в том числе таких, которые содержали оскорбительную лексику и чрезмерные требования) от лиц, которые не идентифицировали себя, зато употребляли в отношении себя определения «человек», «живой человек» и тому подобное. Отправка таких писем имела признаки скоординированной деятельности и, учитывая отсутствие намерения коммуницировать для решения реальной проблемы конкретного гражданина, требовала отдельного изучения.
Учитывая развитие информационно-коммуникационных технологий злоупотребления информационными правами также проявляются в массовых рассылках, характеризуются массовым направлением электронных обращений или запросов.
При этом, национальное законодательство в связи с его устарелостью не может должным образом реагировать на вызовы, связанные с технологическим развитием относительно способов и формы подачи обращений и запросов.
Очень часто такие действия осуществляются по одной методике и образцам документов от имени разных лиц в короткий промежуток времени, что создает чрезмерную нагрузку на регистраторов таких писем и исполнителей при их рассмотрении и подготовке ответов.
Такие обращения и запросы, как правило, характеризуются неопределенностью их предмета, или чрезмерными требованиями, которые распорядитель должен рассмотреть и удовлетворить согласно Закону.
Как Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека подчеркиваю, что обращение и запрос являются уникальными правовыми инструментами для оперативного внесудебного решения вопросов, реализации конституционных прав и свобод, однако чрезмерное и неоправданное, при определенных обстоятельствах, пользование таким правом способно нарушить баланс между соблюдением принципов верховенства права и законности, что недопустимо в условиях демократического устройства.
С целью подтверждения или опровержения масштабов существования проблемы злоупотребления указанными права проведен опрос отдельных органов государственной власти и местного самоуправления по результатам которого осуществлено обобщение сообщенной информации. Аналитический отчет по результатам опроса будет обнародован после завершения редакционных и макетировочных работ, которые сейчас продолжаются.
Важно! Данные, использованные для этого исследования базируются на субъективных суждениях респондентов, полученных в процессе опроса.
Результаты опроса свидетельствуют больше о проблеме злоупотребления правом на подачу обращений, чем информационных запросов. Это в частности объясняется тем, что рассмотрение обращения иногда требует больше ресурсных затрат для подготовки обоснованного ответа.
При этом, общий опыт парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека свидетельствует, что поводом к злоупотреблению своими правами теми или иными заявителями/запросниками иногда является ненадлежащее исполнение полномочий должностными лицами органов власти в большинстве случаев.
Поэтому обозначим основные моменты, которые должны способствовать адекватной коммуникации между заявителем/заявителем и должностным лицом государственного органа и предотвращению потенциального злоупотребления правом гражданами:
- Надлежащее изучение предмета обращения или запроса, а также связанных обстоятельств ответственными работниками субъектов властных полномочий. В случае если обращение или запрос понять невозможно - стоит связаться с заявителем и предоставить уточняющие вопросы;
- Не забывать, что и Законами Украины «О доступе к публичной информации», «Об обращении граждан» определен также спектр производных и дополнительных прав, связанных с подачей запроса или обращения, которые также следует соблюдать (например, право присутствовать при рассмотрении обращения);
- Своевременное и оперативное рассмотрение обращения или запроса;
- Ответ на обращение или запрос должен быть максимально четким и конкретным и отвечать на вопросы по существу без лишнего разъяснения положений законодательства, кроме случаев если это не обоснование отказа или предоставления разъяснения по просьбе.
- Необходимость системного повышения квалификации по вопросам соблюдения этих прав и ознакомления с выводами по применению соответствующих норм права в постановлениях Верховного Суда.
Итак, без надлежащего изучения обстоятельств сложно понять сущность проблемы злоупотребления. Поиск путей решения проблемы злоупотребления информационными правами требует понимания ориентировочных масштабов этого явления, а также конструктивной общественной дискуссии о возможных путях решения.