От икон до электрического трамвая: ТОП-5 выдающихся киевлян и их достижения

Киев славен своей историей, своими пейзажами и сооружениями. Много ли мы знаем о людях, которые их создали?

Журналисты 44.ua подготовили для вас кое-что интересное о них.

Владимир Заболотный

Владимир Заболотный родился 1 (13) августа 1898 г. в семье мастера-золотых дел мастера по изготовлению церковной утвари в селе Карань. Сейчас это село включено в город Переяслав.

В 1919 г. Заболотный успешно окончил Переяславскую гимназию, работал регистратором музея, художником районного военного комиссариата. Через два года поступил поступил в Украинский архитектурный институт в Киеве.

Еще во время учебы Заболотный участвовал в различных конкурсах, показывал свои проекты. Он разрабатывал рабочие чертежи Киевского железнодорожного вокзала, построенного в 1929-1933 гг., спроектировал на конкурс Дворец правительства УССР и жилой массив "Луч" в Харькове.

Проект Правительственного дворца УССР

В 1935-1936 гг. по проектам Заболотного в Парке пионеров Киева построили технический, агробиологический и военный павильоны и театр кукол и кинотеатр. Также по его проектам на улицах Красноармейской (теперь Большой Васильковской) и Жертв Революции (Трехсвятительской) построили два многоквартирных дома.

Кинотеатр в Пионерском парке

Но самым известным его зданием, конечно, является здание Верховной Рады.

Верховная Рада

После переноса в 1934 г. столицы УССР из Харькова в Киев утвердили план развития Киева, в частности нужен был и дом заседаний ВУЦИК (высшего органа власти УССР). Проект Заболотного выиграл конкурс в начале 1936-го, и через три с половиной года появилось это здание. Заболотный получил за него государственную премию, а впоследствии был назначен главным архитектором столицы.

Отметим, что во Вторую мировую войну здание получило значительные повреждения, и в процессе реконструкции в начале пятидесятых к нему достроили трехэтажную северо-западную часть для служебных помещений. Скульптурные группы перед входом, хотя и были предусмотрены проектом Заболотного, появились еще позже - в 1985-м.

Далее здание претерпевало изменения в рамках декоммунизации. Но в целом мы видим его сейчас таким, как и задумывал Заболотный.

Владислав Городецкий

Лешко Дезидерий Владислав Городецкий родился 23 мая (4 июня) 1863 г. в Шолудьках Брацлавского уезда в семье польского шляхтича. Ныне это Немировский район Винницкой области.

После окончания реального училища Святого Павла в Одессе и Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге Городецкий переехал в Киев. В Киеве он был не только архитектором - также имел собственный цементный завод на Куреневке и большинство заказов возводил из собственного же цемента.

Был владельцем фабрики в Крыму, а еще - заядлым охотником. Одним из первых его проектов было здание тира возле Лукьяновского кладбища.

Всего в Украине Городецкий построил более 30 зданий, наибольшее внимание уделил столице. Его недаром называют "киевским Гауди", и Дом с химерами на Банковой это также подтверждает. Он буквально поражает своим совершенством - и фантазией художников, которые над ним работали. Форма куба и четыре асимметричных фасада - "рука" Городецкого, а вот скульптурные украшения выполнил талантливый итальянский скульптор и близкий друг архитектора Элио Саля. Они также сделаны из цемента, который в то время был самым передовым материалом.

Дом с химерами

Дом с химерами Городецкий построил как доходный дом. Он также жил там с семьей. В доме было семь электрифицированных квартир. Отдельно стоит отметить рациональность использования участка, ведь это здание занимает относительно небольшое место.

Фантазия и великолепие - это также о неоготическом римско-католическом костеле Святого Николая на Большой Васильковской. Здесь надо отметить, что автором проекта был не Городецкий, а Станислав Воловский. Однако Городецкий, который наблюдал за строительством, внес в проект определенные изменения, касающиеся именно декора. Скульптурные работы - также "рука" Саля.

Костёл Святого Николая

Алипий Печерский

А вот киевлянин-художник, о котором известно гораздо меньше. Алипий (Алимпий, Олимпий) Печерский - православный святой, иконописец и мозаист, ювелир, врач, монах и священник.

Он один из первых древнерусских иконописцев, чье имя сохранилось в истории. О нем упоминает (и отмечает высокое мастерство) Киево-Печерский патерик.

Известно, что он родился в Киеве где-то в 1050 году. Учился иконописи также здесь: у греческих мастеров, которые приехали расписать Печерскую церковь.

Еще молодым Алипий решил работать в Киево-Печерском монастыре и постригся в монахи. Только ради богослужений он отвлекался от написания икон, а также от их реставрации.

Самой известной работой Алипия считают чудотворную икону Божьей Матери Свенско-Печерскую, написанную для Киево-Печерского монастыря. До 1288 г. она находилась в этом монастыре, но потом ее забрали в Успенский Свенский Свенский монастырь Брянска. Советы уничтожили этот храм, поэтому с 1927 г. икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Вторая его чудотворная икона, "Богородица Великая Панагия (Всесвятая)", к сожалению, тоже в Третьяковке.

Свенско-Печерская Божья Матерь

Есть предположение, что Алипий Печерский приложился к росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры, который советы взорвали в 1941 году, и к мозаикам Михайловского Золотверхого, который они разрушили в 1934-1936 гг. причем начали именно с мозаик. Их не уничтожили, но снимали и переносили на другую основу в ненадлежащих условиях. Часть из них теперь в России. Кое-что есть и в Киеве, но не в родном соборе.

Умер Алипий Печерский около 1114 г. и был похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Викентий Хвойка

Викентий Хвойка родился в 1850 году в селе Семине на Эльбе в Австрийской империи, в старинной дворянской семье, учился в Хрудиме и Праге, а в 1876 г. переехал в Киев.

Хвойка работал в Киеве учителем, но с 1890-х начал заниматься археологией. Специального образования он не имел. Некоторые раскопки осуществил в Киеве, сотрудничал с местными деятелями, которые интересовались стариной.

В 1893 г. Хвойка открыл и исследовал позднепалеолитическую Кирилловскую стоянку, существовавшую около 20 тыс. лет назад на Подоле. Здесь обнаружили скопление крупных костей мамонтов.

Также он участвовал в раскопках в Протасовом Яру.

На этот же период приходится его главное открытие. В 1893 г. начались раскопки на Кирилловской улице - и было найдено поселение трипольской культуры.

Осенью 1897 г. несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Викентий Хвойка нашел в окрестностях местечка Триполье Киевского уезда (ныне это Обуховский район). Памятники были найдены в Триполье, селах Жуковка и Стайки, а также на берегу Днепра в столице.

Хвойка представил свои находки в августе 1899 г. на XI археологическом съезде в Киеве. Он сделал классификацию памятников и установил время возникновения культуры (IV-III тысячелетия до н. э.). Название "трипольская культура" появилось в труде Хвойки о раскопках поселений возле Канева и Ржищева.

Макет Кирилловской стоянки

В 1898-1900 гг. он провел раскопки на Среднем Приднепровье и открыл могильники с урнами - поля захоронений Зарубинецкой (II век до н. э. -II в. н. э.) и Черняховской (II-V вв.) культур.

Также Хвойка исследовал историю Киевской Руси, в частности Киева. Он вел раскопки на горе Киселевке и Старокиевской горе и нашел остатки жилищ и мастерских, изделия из стекла, кости и серебра. Среди его находок также жалышки древнерусского городища в Киевской области.

Далее он обратился к Средневековью: в 1903 г. вел раскопки на Замковой горе в Чигирине, где были найдены остатки зданий XV-XVI веков.

Нельзя и не упомянуть о том, что Хвойка сыграл большую роль в основании Национального музея истории Украины (тогда он назывался Киевским музеем древностей и искусств). Музей открыли в 1899 году, и Хвойка был первым хранителем его археологического отдела. Его находки теперь здесь также хранятся.

Национальный музей истории Украины

Аманд Струве

Вот еще один известный киевлянин, который имел отношение к строительству. Но не архитектор. И, стоит отметить, один из немногих русских, которые не навредили Украине, а принесли пользу.

Аманд Струве родился 30 мая 1835 г. в Санкт-Петербурге. Он происходил из немецкого благородного рода. Его предки переехали в Россию в XVII веке.

Среди его предков были и дипломаты, и инженеры, и военные, и сам Струве сначала поступил на военную службу, но потом понял, что она его не привлекает. Он стал инженер-капитаном при Киевском ведомстве путей сообщения.

Первым его проектом в Киеве было строительство железнодорожного моста через Днепр. Мост был заложен в марте 1868 года. Он имел 12 пролетов по 89 метров каждый, а общая его длина превышала тысячу метров. Он был в то время третьим по длине во всей Российской империи, но по технологии - первым. Струве применил кессонный метод: на месте строительства мостовой опоры в воду опускалась деревянная, обтянутая брезентом, конструкция - кессон, из нее вытеснялась вода. Внутри камеры закладывался фундамент опоры, а затем сооружалась и сама опора.

Железнодорожный мост Струве

Сейчас этого моста не существует, это его "вторая смерть". Сначала его взорвали белополяки в 1920 году. Киевляне отстроили его за три месяца. Однако в 1941 году уже красноармейцы, которые бросали город, взорвали его - цинично "на прощание". После Второй мировой войны не восстанавливали, а в 1952 году построили новый - Дарницкий.

Струве заложил в Киеве центральный водопровод. В этом смысле Киев также стал одним из первых в империи, хотя для нашего города водопровод в XIX в. не был новостью. Есть данные от 1636 г. о подведении воды к Братскому монастырю на Подоле. А в конце XVII в. также на Подоле существовал "фонтанальный колодец", из которого по деревянным трубам вода поступала в отдельные усадьбы.

В 1865 г. в Киевском ведомстве путей сообщения разработали проект водопровода стоимостью полмиллиона рублей. Струве возглавил концессию. Закладка сооружений будущей водопроводной сети состоялась в 1871 году. В конце концов построили три водонапорные башни: две в Городском саду (на Грушевского, сейчас там так называемый Музей воды) и одну на Владимирской горке. Также соорудили машинные станции, возле городских купален пробурили четыре артезианские скважины, проложили 24 км труб.

Одним из первых объектов, который был подключен к централизованному водопроводу, был Мариинский дворец. Вода из Днепра подавалась на Крещатик, Большую Васильковскую, Александровскую улицы, Бибиковский бульвар (ныне бульвар Тараса Шевченко).

К 1874 г. в Киеве насчитывалось уже 147 усадеб с водопроводами, а в 1890 г. длина вода подавалась уже в 2 тыс. усадеб. Сам водопровод вырос до 60 км.

А вот в чем Киев благодаря Струве стал первым в империи - это в плане трамвая.

В середине XIX века основным средством передвижения в Киеве был омнибус. Это при том, что в городе жило 200 тыс. человек, а один омнибус вмещал всего до 20 пассажиров.

Сначала Струве обустроил в Киеве конную железную дорогу, но из-за нашего рельефа она оказалась не слишком рентабельной. У инженера в запасе была еще одна идея - локомобили, трамваи на паровой тяге, и некоторое время они ходили.

А потом Струве решил построить трамвайную линию с электрической тягой. Уже были тогда разработки передачи электричества по рельсам. И 1 июня (13 июня) 1892 г. от Царской площади (ныне Европейской) до Александровской (Почтовой) проехал электрический трамвай. Путь был одноколейным длиной 1,5 км, ходило два вагона вместимостью 40 пассажиров.

Электрический трамвай на Александровском (ныне Владимирском) спуске

Через год в городе действовали уже две трамвайные линии.

Струве также обустроил в Киеве уличное освещение.

В нашем городе есть улица, названная в честь этого выдающегося инженера. Она пролегает от улицы Семена Скляренко до проспекта Степана Бандеры. Иронично, да.

Напомним, ранее мы писали о локациях в Киеве, куда довезет только городская электричка.

До сих пор не подписаны на наш Telegram-канал "Главные новости Киева - 44.ua"? Скорее присоединяйтесь, чтобы всегда быть в курсе всех событий и ничего не пропустить.