В декабре Киев всколыхнула страшная новость: Теремки вернулись в 2009 год. Там исчез метрополитен, а всю синюю ветку ждали стрессовые условия. Почему же произошло именно это?
Это не только Теремки
Официально проблема называется так: просадка тоннелей. Она не уникальна, и даже в киевском метро можно насчитать четыре такие проблемные точки:
уже пострадавший участок - назовем его "за "Лыбедской";
участок "Почайна" - "Контрактовая площадь";
"Героев Днепра" - "Минская";
"Бориспольская" - "Красный Хутор".
Как вы могли заметить, три из четырех "красных" зон расположены на одной ветке. Вполне вероятно, на одном из упомянутых участков вскоре также начнется ремонт. Будут ли при этом блокировать движение поездов - трудно сказать сейчас.
Конечно, удар по столице получился очень ощутимый. По статистике, синяя ветка метро принимает до 30 тысяч пассажиров в час. Когда даже небольшая часть этой массы пересела на наземный транспорт, на дорогах стало намного тяжелее. Что же тут говорить о плотно заселенных Теремках и окрестностях, жители которых строили свои маршруты с учетом именно станций метрополитена?
Формально городские власти обещают ремонтировать несчастный участок "за "Лыбедской" примерно полгода. Эксперты считают, что процесс может растянуться на год. Но где есть точные даты - так это в тендерах, касающихся соответствующих работ.
Там есть первый важный пункт для нас: до конца марта должно быть завершено техническое обследование тоннеля. Это важно, потому что только после определения степени поражения можно будет что-то сказать о стоимости будущего восстановления. И, соответственно, рассчитать нюансы по срокам завершения работ.
Чисто условно поезда до станции "Демеевская" таки ходят. Но наиболее тяжелые работы ведутся дальше, между ней и "Лыбедской". И там, как уже предупредили чиновники, поезда ходить до завершения ремонта точно не будут. Все это время Киев будет страдать от новых пробок и сопутствующих проблем.
Как избежать катастрофы?
Строить другие виды транспорта, которые могут вывезти необходимое количество пассажиров хотя бы суммарно. Конечно, соревноваться с метрополитеном трудно. Но те части столицы, где сейчас создаются стихийные объездные маршруты, перегруженные дороги также не порадуют.
Трамвай. Еще со времен мэрства Омельченко суммарная протяженность трамвайных путей упала с более 460 км до почти 200 км. Колеи изношены, вагоны и поезда старые. Хотя сейчас есть контакты с чехами, чьи трамваи действительно зарекомендовали себя довольно неплохо.
Автобусы и троллейбусы. До российского вторжения на Киев приходилось 500 автобусов и 330 троллейбусов. Когда город перезапускал транспорт после деоккупации северных областей, на маршруты вышло 195 автобусов и 150 троллейбусов. Это ли не повод для тревоги?
Маршрутки. Было бы легче развивать городской транспорт, если бы маршруток с их теневыми схемами здесь просто не существовало. Или им отдавали рейсы только на окраины столицы.
Некоторые существующие пожелания лучше подправить. Например, в январе КГГА объявила о планах по строительству трамвайной ветки до Гостомеля и Бучи. Это действительно неплохая идея, которая позволит агломерации вокруг Киева более качественно соединяться со столицей. Но сейчас в помощи нуждается и главный город государства.
Цена ошибки
То, что сейчас произошла разгерметизация тоннеля - расплата за двойную ошибку горожан. Во-первых, все слишком ждали открытия сразу трех станций ("Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская"), чтобы думать о каких-то рисках. Хотя подземка де-факто была частично выкопана за годы до того запуска.
Это вело к своим, отдельным рискам. Например, герметичные стенки тоннеля можно организовать. Получится болезненный урок для столицы, но пройти его вполне реально. Но будет ли так легко справиться со второй угрозой?
Проблема №2 - за все годы эксплуатации киевляне так и не захотели остановиться, потерять часть комфорта и гарантировать себе качественную работу метро. По логике, такое нежелание быстро передается власти. Потому что в условиях демократии именно на пожелания избирателей смотрит любой кандидат.
Худшей проблемой метрополитена является то, что он незаменим. Это приводит к неизбежному ухудшению как метро, так и его составляющих. Потому что любой ремонт здесь чаще всего идет в сумме с блокировкой части маршрутов.
Проблема Киева заключается в том, что он не имеет запасного плана действий на случай какого-либо катаклизма. Например, замена участка метро в виде автобуса не очень качественно справилась со своей задачей. Трамвай более актуален для Борщаговки. Городская электричка также не позволяет вывезти необходимое количество пассажиров, пока ремонтные работы в метро не будут завершены.
В таких условиях Киев не захотел исправлять собственные недостатки, хотя даже до 2014 года у нас было много времени. Теперь это приходится делать во время военного положения.
Вопрос метро является верхушкой айсберга. В городе, основу которого составляет старая советская инфраструктура, рвануть может что угодно. Кстати, мы вспомнили Борщаговку: вы же уже видели, как там прорывало канализацию? К сожалению, такова расплата за нежелание обновляться и жертвовать нынешним комфортом ради будущего.
О путях подумаем потом?
В 2018 году 44.ua уже анализировал, какое количество пассажиров перевозит каждая ветка метро. Тогда мы приводили, в том числе, и данные за 2016 год: полгода работы синей ветки позволяло перевезти 82,5 млн пассажиров.
Тогда наши выводы были довольно тревожные. Больше всего пассажиров перевозит красная ветка - там сейчас есть проблемы с мостом Метро. Синяя ветка казалась золотой серединой, но сейчас там один парализованный участок и две потенциальные точки для повторения этого коллапса.
Казалось бы, все хорошо с зеленой веткой? Но нет. Она очень скромная по результатам, но уже имеет один проблемный участок возле "Бориспольской". И это еще там не запустили новые станции возле Виноградаря (что более реально, чем тянуть метро на Троещину).
Если не заниматься метрополитеном сейчас, потом придется переживать не менее болезненные уроки.
Напомним, ранее в КГГА объяснили, почему деформировался тоннель между станциями метро "Демеевская"-"Лыбедская".
У нас есть Telegram-канал "Главные новости Киева – 44.ua". Не забывайте подписываться и читайте новости, чтобы всегда быть в курсе всех событий и ничего не пропустить.