Журналистка поехала на Полтавщину, чтобы выяснить, почему после громкого присоединения к ПЦУ общины Благовещенской церкви УПЦ "МП" ее два месяца не регистрируют.
Сообщает "Укринформ".
- А еще над нашим домом как будто семья журавлей летела... А один начал кружить-кружить над нашим домом. Я думаю, может это мой Юра? Сыночек, сердечко мое, хоть бы обнять, хоть бы прикоснуться к тебе разочек, запах твой почувствовать, - Валентина плачет.
Валентина Лысенко - та самая мама погибшего парня из Лохвицы Полтавской области, у которой в Благовещенской церкви УПЦ типа не МП отказались брать панихиду по погибшему сыну, потому что он мол "братоубийца".
Валентина Лысенко, мама погибшего бойца, у которой в храме МП отказались брать панихиду
Валентина Лысенко, мама погибшего бойца, у которой в храме МП отказались брать панихиду
- Я пришла панихиду занести, а они говорят, та он же братоубийца...
Я говорю:
- Да он же Родину защищал...
- Да нет, он людей убивал...
Меня таксист тогда, как увидел мое состояние, повез в украинскую церковь Иоанна Крестителя. Здесь меня стали обнимать, прижали (снова плачет)... Хотя из той церкви МП начали говорить, что я вру. Бога в сердце не имеют - так обманывать. А я сына до конца буду защищать, пока силы будут. Потому что он не убийца, он герой. А после того в городе началось движение за переход общины Благовещенской церкви в нашу, Православную Церковь Украины.
Это диалог матери погибшего Юрия Лысенко, парня из городка Лохвица на Полтавщине. Славного городка, который имеет свою автокефальную историю. Здесь начинал свою деятельность лучший уже покойный историк автокефалии Иван Власовский. Здесь, заглянув в местный краеведческий музей, я увидела уникальные фото местных храмов 20-30-х годов прошлого века. Когда украинский народ еще не имел своего государства, но имел автокефальную церковь, и здесь тоже был автокефальный приход. А еще увидела фото духовенства после службы, когда сюда за два года до заключения, репрессий и казни приехал первый (непризнанный) митрополит Липкивский (он объездил четыре сотни храмов, чтобы поздравить людей с духовной независимостью). Эта не очень канонически выверенная, но щемящая и трагическая история украинской автокефалии, тесно связана с Полтавщиной. Когда в 1921 году в Киеве был созван очередной Собор, где должна была провозглашаться автокефалия, туда приехали более четырехсот депутатов Полтавщины. Этот край когда-то дал блестящие имена участников автокефального движения (да и, в конце концов, непризнанный патриарх Мстислав был родом из Полтавы), а сегодня явно не в лидерах по числу переходов. Наиболее громкой историей последнего времени стала ситуация в Лохвице. Вопиющий случай с матерью погибшего бойца, как везде по Украине, потянул реакцию - собрание общины и решение о переходе общины в ПЦУ. Но после этого решения дело не сдвинулось. Новую общину даже не зарегистрировали.
Фото автокефального прихода Лохвицы из музея
Фото автокефального прихода Лохвицы из музея
Поскольку Укринформ системно отслеживает церковную тему, в том числе процесс переходов общин в ПЦУ, мы приехали сюда разобраться, почему так долго не регистрируют общину. Да и вообще попытаться ответить на вопросы: "Есть ли на Полтавщине автокефальные настроения и если есть, почему там не регистрируют общины". Я приехала в Лохвицу на выходные, чтобы попасть на церковные службы, увидеть верующих, потому что именно в церкви можно найти людей, которые являются участниками событий. Мои первые собеседники супруги - Елизавета и Глеб Плескач. Елизавета - уроженка этого края, Глеб - фрилансер, в недалеком прошлом известный столичный журналист, который занимался криминальными расследованиями и хорошо исследовал процедуры и порядок переходов в ПЦУ. Специфика его прошлого дает ему доступ к различным инсайдам и делает взгляд очень широким.
Глеб и Елизавета Плескатели, верующие Православной Церкви Украины
Глеб и Елизавета Плескачи, верующие Православной Церкви Украины
ЦЕРКОВЬ ВРОДЕ БЫ НЕ МОСПАТРИАРХАТА, КУДА ПРИЕЗЖАЛ КОБЗОН И МОСКОВСКИЕ ГОСТИ
- На территории нашей и ближних общин Полтавщины более четырех сотен газовых скважин. Здесь добывается 70 процентов сжиженного газа Украины, - рассказывает Глеб, - прямо или опосредованно они принадлежали Новинскому и другим российским владельцам. Прямо или косвенно Москва не давала здесь разрастись чему-то украинскому. Любые попытки зарегистрировать общину, получить землю натыкались на огромное сопротивление (Укринформ писал, как община тогда непризнанной УПЦ КП Лохвицы долго добивалась получить участок на месте храма, который был построен на средства Петра Калнышевского). И Москва имела очень разные механизмы и каналы влияния. Проиллюстрирую свои слова.
Глеб Плескач у креста, где планирует отстроить церковь
Глеб Плескач у креста, где планирует отстроить церковь "Калнышевского"
Как журналист, который занимался расследованиями, заметил, что здесь в Лохвицу приезжает уроженец городка, вроде бы успешный бизнесмен, такой господин Медведь и привозит сюда Кобзона, они оба стоят в храме Моспатриархата, дарят там в храм маленький иконостас. Тот вроде бы бизнесмен говорит еще в 2013 году, что будет возвращаться в Лохвицу из России, собирает в ресторан своих одноклассников, многих из них перед тем за свой счет одевает в костюмы. Я решил поинтересоваться, что это за бизнесмен, который целого Кобзона возит на Полтавщину. А перед Майданом возил местных чиновников в Москву. Ну этот господин стойко держал руку на пульсе, в том числе религиозной жизни. Я начал пробивать бизнес этого Медведя. Много всего интересного, но самое интересное. Фирма-пустышка, его квартира недалеко от спорткомплекса, где Путин занимался теннисом. Что же это за фигура такая, что целого Кобзона в маленький городок привозит? После вторжения он ездить сюда прекратил. А недавно он набрал одного из наших активных членов общины, они вместе росли, и мягко предупреждал не двигать Моспатриархат. То есть, тот храм откровенно воспитывали там, как именно Московский патриархат. Мне было интересно наблюдать за глубиной проникновения и как технически россияне заходили в наш город. Например, есть часовня на кладбище, и когда везут погибшего героя, она почему-то все время закрыта, чтобы в храм не заносить. Хотя о гибели военного обычно знает весь город.
СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ С ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ
В воскресенье я пришла в храм Православной Церкви Украины. Сначала это была церковь Киевского патриархата, а после Томоса храм ПЦУ. Этот приход увеличился за период вторжения, сюда же перешли люди, которые были в Московском патриархате в Благовещенском храме МП, община которого присоединилась к ПЦУ после ситуации с военным.
Храм Иоанна Крестителя в Лохвице
Впрочем, как это водится в "Моспатриархате" группа верующих, которая идентифицирует себя только с МП, Благовещенский храм оставлять отказалась, решение большинства они не признают. А те, кто стремится к духовной свободе, молятся сейчас здесь, в храме на окраине городка. Обстановка здесь теплая, семейная. Женщины, которые стоят за свечным столиком говорят, что фермер привез меда, то они будут делить. Здесь очень чувствуется именно дух христианской семьи. В храме в два ряда стоят скамейки, то, что я давно отстаиваю, пожилым людям должно быть где сесть во время службы.
Перед началом службы я говорю с теми, кто принадлежал к общине Благовещенского храма и был на собрании во время перехода ее в МП, которое состоялось 4 июня.
- Я давно верующий человек, - говорит фермер Владимир Зинченко, который во время перехода был председательствующим на собрании, - и я понимаю, что добра от Московского патриархата не будет. В 1990 году, еще когда был председателем колхоза, помогал реставрировать церковь Благовещенскую, тогда она была РПЦ, других не было, а потом она стала Моспатриархатом. Я много помогал церкви МП, я вкладывал в нее. Они сейчас говорят, мы, мол, являемся украинской церковью, мы начали говорить на украинском языке. Я говорю: а душа у вас - украинская? А вера у вас в нашу страну, нашу армию, нашу победу есть? Мы помним, как Онуфрий не встал в Верховной Раде, когда поминали погибших в Иловайском котле. Ну мы же все видим, как Кирилл ежедневно благословляет российское оружие. Большинство людей не хочет Московского патриархата. Освящение Пасхи, когда туда пришло несколько десятков человек - показатель, к ним не пошли освящать пасхальную корзину. А у нас было море людей, хотя этот храм на окраине города, и власть когда-то сознательно дала землю на задворках.
Фермер Владимир Зинченко, который занимается церквями и председательствовал на собрании общины, которая переходила в ПЦУ
Фермер Владимир Зинченко, который занимается церквями и председательствовал на собрании общины, которая переходила в ПЦУ
- Я ходила в эту церковь Моспатриархата, в собор в центре, - говорит жена военнослужащего Юлия Говоруха, - потому что это рядом с моим домом, там я крестила детей. После начала войны я помню, что стою там на службе со слезами, потому что каждый день новости об убийствах. Они меня спрашивают: у вас что-то случилось. Я говорю: у нас у всех что-то случилось. А они не понимают. Такое впечатление, что им это все не болит. А мой ребенок говорит: мама, я не хочу сюда идти, здесь молятся на русском, мы ничего не сделали плохого России, папа на войне, почему мы молимся здесь. Это понял даже мой ребенок.
А они? Пусть в 2014-м не понимали, что происходит. А как не понять после февраля? Они все там вроде бы приятные люди, неплохие. Но я совершенно не чувствовала сочувствия стране, армии. Неоднократно было, что погибших героев не заносили в часовню на кладбище. Потому что перед погребением у нас заносят в церковь. Батюшка говорит, мол, нас не просили открыть. А вы разве не знали (обычно Лохвица на коленях встречает тело погибших земляков), что будут похороны? Или не хотели знать? Часовня должна быть открыта всегда.
Юлия Говоруха, жена военнослужащего, верующая ВЦУ
Юлия Говоруха, жена военнослужащего, верующая ПЦУ
После того, как прочитали молитву "Отче наш" (завершающий этап литургии, после нее людей причащают), я вышла на церковный двор. Здесь увидела военных, которые приехали в короткий отпуск и пришли в храм. Я по лестнице поднялась на колокольню. Здесь был хороший вид на городок. На храм, откуда еще не выбрались сторонники МП, на крест, где когда-то стоял храм, построенный на средства Петра Вишневского. На этом участке когда-то будет храм ПЦУ. Последний атаман разогнанной русскими Сечи, святой, который более четверти века провел в каменном затворе (его "благочестивые братья" Соловецкого монастыря выпускали из каменного колодца трижды в год) сказал, что даст храм на Луковицу, если он будет единственным ее жертвователем. И я вижу в этом большое завещание. Святой Петр хотел быть единственным жертвователем храма, потому что заботился о чистоте пожертвований. Он хотел, чтобы храм был построен честными деньгами. Кто знает, если бы наши люди на оккупированных территориях и здесь не брали средств Москвы, которые здесь эта Москва, говорят, добывает из украинских недр, то может мы и не имели бы пятисот храмов, разбитых из российского оружия. Это Москва: сегодня платит, а завтра, если ты не ее раб - уничтожает. Я спускаюсь с колокольни и подхожу к новым собеседникам.
- Я родился и живу здесь, можно сказать абориген, - смеется депутат райсовета от "Свободы" Анатолий Билан, - настроения на Полтавщине такие же, как по стране. Моспатриархату, как структуре, не должно быть места на нашей земле. В этом мешает отсутствие закона о запрете МП. Именно законодательные пробелы влекут проблемы. В Лохвице было собрано полторы тысячи подписей за переход общины Благовещенского храма. Народ понял, что это второй год девятилетней войны, которая длится более трехсот лет. И Моспатриархат - одна из причин этой войны, что мы долго играли в толерантность. Я не знаю, буду ли депутатом или останусь живым, но мы должны сделать это, навести порядок с духовной независимостью. Государственная служба по этнополитике и свободе совести дала четкое заключение, они не прервали связь с Моспатриархатом. В Крыму нет ни одной церкви ПЦУ, в Бердянске их тупо присоединили к РПЦ. Другого варианта, чем тот, который мы идем, нет. Наш городок - центр ОТГ, к которому присоединено определенное количество бывших сельсоветов. И из всей ситуации понятно. У нас должна быть своя церковь. Чтобы не велась пропаганда. Чтобы люди знали, церковь и может, и должна воспитывать людей в любви к своему народу.
Анатолий Билан, депутат городского совета
Анатолий Билан, депутат городского совета
После литургии я жду настоятеля, священника ПЦУ отца Всеволода. На самом деле автокефалия здесь всегда была представлена качественным священством. Предыдущий священник занимался стариками и безупречно служил даже несмотря на тогда модное убеждение, что единственно каноническая церковь, а непризнанная автокефалия - безблагодатные раскольники. Нынешний настоятель, брат еще шести священников, там целая династия духовенства. Он выходит и я расспрашиваю о настроениях верующих на Полтавщине.
Настоятель храма о. Всеволод
Настоятель храма о. Всеволод
- Видим, что Господь дает людям и разум, и просветление, - говорит о. Всеволод, - хотя и дальше помощь промосковской церкви от власти во всем. А мы всегда должны преодолевать препятствия. Хотя все меняется. Если первые дни после приезда сюда я думал, чтобы мне выдержать хоть месяц, то сейчас край действительно становится глубоко украинским, стремится к автокефалии и приход растет.
После службы старших женщин младшие "верующие", которые приехали на авто, разбирают, чтобы подвезти домой. А меня Лиза и Глеб везут в храм МП, куда я захотела заехать, посмотреть.
Я захожу в храм, где люди МП начинают на меня шикать за непокрытую голову. Быстро надеваю предложенный платок, но про себя думаю, что мы все прощали бы Моспатриархату фундаментализм в одежде, традициях, желание служить только на церковнославянском языке (он тоже может звучать на украинском, к слову), если бы они стали по сути украинской церковью. Потому что настроения свечницы, которая не взяла панихиду по погибшему бойцу, на самом деле - свидетельство настроений и настроя духовенства. В церкви, которая говорит, что послушание выше молитвы, царит абсолютное доверие к настоятелю. И если поэтому память о Кобзоне выше памяти о бойце, то в часовню МП не будут пускать гробы с защитниками. На службе узнаю одетого в стихарь бывшего председателя РГА в Лохвице времен Януковича Анатолия Заславца (я узнала его по фото из местных изданий), он пономарь в храме.
Благовещенский храм, где до сих пор есть община УПЦ вроде бы не МП
Благовещенский храм, где до сих пор есть община УПЦ вроде бы не МП
Опытный чиновник мог бы подсказать пути сближения двух общин, МП и ПЦУ, мог бы подсказать пути честной трансформации общины в действительно украинскую общину. Если действительно этого хотеть. Зато после громкой ситуации и перехода общины в ПЦУ "верующие - моспатриархатовцы" начали сопротивляться решению. Они начали писать письма - возмущения в Полтавскую ОГА. Под письмом, которое выражало решительное несогласие поставили свои подписи и эмигранты, и мертвые, и живые, и нерожденные, в лучших традициях почившей Партии Регионов. А вышеупомянутый "благодетель" Медведь начал угрожать участникам собрания о переходе. Просто представьте: какой искренний сеанс саморазоблачения, когда "благодетель", привозивший в храм Кобзона, звонит нам, нашим гражданам и угрожает, требуя не присоединять общину к ПЦУ?
Я выхожу из храма и сажусь в авто Глеба и Елизаветы. Мы перед моим возвращением договорились заехать еще раз в краеведческий музей. По дороге я слушаю, как Глеб Плескач, уполномоченный на том же собрании верующих, рассказывает, что второй месяц их документы маринуются в областной администрации, хотя собрание было проведено образцово, с соблюдением всей процедуры и фиксацией на видеокамеры.
- Понимаете, Лана, уже на этапе заверения подписей после голосования нам местные нотариусы отказались это регистрировать, - рассказывает Глеб, - мэр городка говорил нашему фермеру, героическому человеку, который во времена войны принял самое активное участие в создании теробороны, что, мол, готов заложиться на ящик коньяка, что вас, как новую громаду, не зарегистрируют в ОГА. Уже два месяца прошло, дело не сдвинулось. А я хочу не только оформить громаду, а я показать Полтавщине, что это все возможно.
Мы заходим в музей, у меня немного времени перед маршруткой на Киев. Приветливая экскурсовод, сын которой в ВСУ, почти бегом проводит нас сквозь зал гетманства, вышивки, церковных экспонатов до последнего, посвященного войне.
Я осматриваю то, что привезли местные мужчины, как трофеи. И натыкаюсь на книгу с фотографиями погибших бойцов-лохвинчан. Открываю ее. И первым на меня смотрит невероятно светлое и улыбающееся лицо Юрия Лысенко, который будто бы подбадривал меня.
Колокола старого храма Полтавщины, которым занимается ВТО
Колокола столетнего храма Полтавщины, которым занимается ПЦУ
Послесловие
В процессе подготовки материала я позвонила в Полтавскую ОГА с просьбой прокомментировать ситуацию. На тот момент анонс материала уже появился на Фейсбуке и имел около полутысячи репостов. Ирина Удовиченко, руководитель Департамента культуры, заверила, что община будет зарегистрирована и что задержка была вызвана письмами лохвинчан, сторонников "МП", поэтому они должны были проверить все обстоятельства. Посмотрим.
Лана Самохвалова, Киев - Лохвица. Фото автора