Киевские мосты: история, которая застыла в металле и бетоне

Киев по праву считается одним из самых красивых городов мира, раскинувшимся на двух берегах Днепра. Здесь есть множество живописных и знаменитых мест, а к главным инженерно-архитектурным достопримечательностям столицы, безусловно, можно отнести киевские мосты. Протянувшись над Днепром и его притоками, мосты Киева соединяют правый и левый берега, обеспечивая транзит автомобильному, железнодорожному транспорту, метро и пешеходам. Сегодня в столице насчитывается более 60 больших и малых киевских мостов, не считая путепроводов, таких как Шулявский мост, которых в Киеве около 70.

Главные мосты Киева - это не только важный элемент транспортных магистралей города, но и своеобразный памятник определенной эпохе мостостроения и развития города. Все столичные мосты по-своему уникальны, и металл, использованный на изготовление каждого, - тому свидетельство.

Мости Києва

Часть киевских мостов имеет сложную историю - их взрывали во время боевых действий и снова восстанавливали, ремонтировали. Но это не умаляет уникальности и красоты каждого из них.

Так, первый капитальный мост через Днепр построили в 1853 году. Он стал известен как Цепной, хотя и имел официальное название - Николаевский. Его длина составляла 776 м, ширина - 16 м. Полотно моста держалось на стальных цепях (одно кольцо весило 192 кг), закрепленных на пяти каменных опорах. В 1920 году Цепной мост взорвали польские войска.

Если говорим об истории киевских мостов, нельзя не упомянуть еще один - первый капитальный цельнометаллический железнодорожный мост через Днепр на Дарнице (мост Струве), открытый в 1870 году. На момент постройки он был самым длинным мостом в Европе. В процессе его постройки использовалась новая кессонная технология. Общая длина моста составляла 1067,6 м. В июне 1920 года мост взорвали отступающие польские войска. Позже его восстановили и снова взорвали, но уже другие захватчики. В 1949 году рядом с прежним расположением моста Струве был построен двухпутный арочный Дарницкий железнодорожный мост.

На сегодня в Киеве действуют двенадцать мостов через Днепр: два железнодорожных, пять автомобильных, три больших пешеходных и два для поездов метрополитена. Таким образом, сегодня для автомобильного сообщения левого и правого берегов Киева работают пять мостов:

  • Дарницкий;
  • Северный;
  • Южный;
  • мост Метро;
  • мост Патона.

Мы расскажем о киевских мостах, которые обязательно нужно увидеть собственными глазами.

И первый в нашей подборке - это Дарницкий железнодорожно-автомобильный мост.

Это железнодорожно-автомобильная мостовая переправа через Днепр, которая включает две железнодорожные пути и автодорогу из шести полос (по три в каждом направлении). Пропускная способность моста до полномасштабного вторжения рф в Украину - 60 тысяч автомобилей и 120 пар поездов в сутки.

Строительство началось в 2004 году, а железнодорожное движение по мосту началось 27 сентября 2010 года. 17 декабря 2010 года было открыто автомобильное движение с левого берега на правый, а 31 мая 2011 года - с правого на левый.

Длина моста - 1066 м, общая длина автомобильного переезда - 2387 м, строительная длина железнодорожных путей 32,7 км, протяженность автоподходов - 15 км.

Во время строительства было сооружено 35 опор, смонтировано 13,6 тыс. т металлоконструкций, уложено 31,2 тыс. кв. м асфальтового покрытия.

Мост находится на балансе АО "Укрзалізниця".

Это - самый новый мост в Киеве, который обеспечивает железнодорожную связь Киева с городами Украины, расположенными на левом берегу Днепра. К особенностям нового Дарницкого моста можно отнести:

  • расположение пролетов идентично пролетам старого моста, что обеспечивает свободу судоходства;
  • величественный и красивый внешний вид благодаря стальным аркам;
  • наличие трех полос для проезда автомобилей и тротуара с каждой стороны железнодорожных путей.

Несмотря на наличие тротуаров, гулять по мосту некомфортно из-за интенсивного движения, - на него лучше любоваться со стороны.

Дарницкий мост - это красивая конструкция с металлическими арками. Для прогулок мост явно не самый лучший ввиду трафика, а вот посмотреть на него интересно. Раньше на этом месте стоял мост Струве.

Ранее мы писали, что в начале полномасштабного вторжения проезд по Дарницкому мосту был ограничен, поскольку там военные возводили фортификационные сооружения для обороны. Однако, уже через неделю для сообщения между левым и правым берегами для частного и общественного транспорта открыли Дарницкий мост.

Не забывайте подписываться на наш Telegram-канал "Главные новости Киева - 44.ua". Там мы публикуем еще больше важных и актуальных новостей Киева, области и Украины, чтобы вы всегда были в курсе и ничего не пропустили.

Попал в нашу подборку, конечно, и Мост Патона - это первый в мире цельносварной мост, у которого впервые все швы, включая монтажные, выполнены с помощью автоматической сварки, что делает его уникальным сооружением. В его проектировании и строительстве непосредственное участие принимал академик Е.А. Патон, именем которого сооружение и было названо. Строительство началось в 1939 году. Во время Второй мировой построенные опоры были взорваны. В его нынешнем виде мост Патона был завершен в 1953 году.

Міст Патона

Мост сооружался из больших балок, сваренных из листовой стали. Их решили изготавливать на заводе с помощью автоматической сварки, а непосредственно на месте строительства выполнять лишь монтажные стыки между большими балками. На Днепропетровском заводе металлических конструкций им. Бабушкина было сварено 264 балки (каждая высотой 3,6 м, длиной 29 м и весом 28 т).

Длина моста - 1543 м, ширина проезжей части - 21 м (плюс по 3 м ширины тротуаров с каждой стороны). Мост имеет 26 пролетов (из которых четыре длиной 87 м для прохода судов). В строительстве моста было использовано около 10 тыс. т металлоконструкций - 250 кг на один квадратный метр полезной площади.

Міст Патона

В 2004 году мост реконструировали, в частности убрали трамвайные пути. В 2004 году был разработан проект снятия железобетонного покрытия с целью заменить его легким металлическим и расширить мост, увеличив его пропускную способность. Однако из-за финансового кризиса реконструкцию отложили.

В 2019 году эксперты Института стальных конструкций им. Шимановского провели обследование моста и назвали его состояние критическим. А представитель Института электросварки им. Патона Валерий Позняков в свою очередь сообщил, что промедление с восстановительными работами может привести к разрушению конструкции. В конце того же года здесь зафиксировали серьезное проседание плиты. Однако после ремонтных работ состояние моста существенно не улучшилось. Чтобы хоть как-то снизить нагрузку на конструкцию, на мосту ограничили движение: закрыли для проезда две крайние полосы, запретили передвижение фур и троллейбусов.

Міст Патона

Позже городские власти Киева пообещали провести капитальный ремонт моста Патона в Киеве, который находится в аварийном состоянии уже очень давно, в 2023 году. Однако, по состоянию на сейчас о каких-либо работах на мосту забыли, поскольку акцент, конечно же, сместился на другие проблемы.

В 1965 году был открыт мост Метро. Цепочка волшебных арок сомкнулась над рекой, и поезда метрополитена направились на левый берег Днепра. Кстати, арки этого моста смонтированы из готовых блоков, весом более 80 тонн без помостов, и сегодня такой способ монтажа за рубежом называют "украинским методом".

Мост Метро - это первый двухъярусный мост в Киеве для движения метропоездов. Он построен на месте Николаевского цепного моста, который был первым капитальным мостовым сооружением города и простоял почти 70 лет (с 1853 года). Этот мост признан памятником градостроительства и архитектуры. Он имеет длину 700 м и соединяет правобережную часть города с Гидропарком, а далее через Русановский мост - с Левобережным массивом. По верхнему, центральному ярусу моста идут поезда метрополитена, а на нижних боковых ярусах предусмотрено движение автотранспорта и пешеходов, для которых обустроены тротуары.

Напомним, движение транспорта на мосту Метро возобновили с 20 июня 2022 года.

Южный мост, получивший свое название из-за географического расположения, - самый высокий в Киеве и Украине. Высота конструкции достигает 135 метров, общая длина составляет более 1200 метров. Это второй комбинированный мостовой переход в столице Украины с шестиполосной автомобильной дорогой (по три полосы в каждом направлении), по которому проходит открытый участок Сырецко-Печерской линии метрополитена. На момент окончания строительства в 1990 году он был одним из лучших и самых современных мостов в СССР.

Южный мост соединяет жилые массивы Позняки и Осокорки с Печерским районом столицы и является выдающимся сооружением мирового мостостроения. Он имеет впечатляющий вид и массивную конструкцию вантовой части, длиной 440 м, со стальными вантами, похожими на оперение стрелы. Строительство Южного мостового перехода, длиной 8,8 км, велось с 1983 по 1990 г.

На создание самого высокого моста города потратили более 110 миллионов рублей. Мост шириной 41 метр имеет 6 автомобильных полос и 2 линии метро, а также тротуары для пешеходов. При создании проекта будущего моста задумывалось обустроить галерею с рестораном над линией метрополитена, однако в жизнь эта идея воплощена не была. Непосвященному наблюдателю очень сложно догадаться, что верхнюю точку моста и пролегающую по нему дорогу соединяют лестницы, скрытые под слоем бетона. Южный мост стал трижды рекордсменом в Киеве: по высоте, ширине и протяженности. До войны он пропускал по своим линиям более 90 тысяч автомобилей ежедневно.

Северный мостовой переход - это сложная инженерная конструкция, общая длина всех частей которой с учетом подъездных трасс составляет около девяти километров. Высота А-образного пилона составляет 120 метров. По мосту следуют машины и общественный транспорт - автобусы, троллейбусы, маршрутки. Здесь также проложена велосипедная/пешеходная дорожка, отделенная специальным ограждением от автомобильной части. В последние десятилетия из-за высокой загруженности мост превратился в один из самых аварийных участков города.

Північний мостовий перехід

Осенью 1976 года от Оболони к жилым массивам Левобережья протянулся мост, который ранее назывался Московский, но никакой Московии нам не нужно, поэтому он был переименован в Северный мост. Для сооружения моста киевскими строителями было изготовлено 53 километра металлических канатов, которые соединили в шесть пар прочных вантов. Именно они частично несут на себе тяжесть конструкции.

Северный мост через Днепр - это памятник архитектуры. Инженеры Г. Б. Фукс, Б. М. Гребень, Е. А. Левинский, Б. С. Романенко, архитектор А. В. Добровольский.

Північний мостовий перехід

До 2005 автомобильный транспорт двигался тремя полосами в каждом направлении; ширина разделительной полосы - 2,2 м, защитных полос по бокам проезжей части - 0,5 м, тротуаров - 2,85 м. В августе 2005 на мосту за счет уплотнения полос была добавлена реверсивная полоса движения. Это привело к значительному росту аварийности на мосту. С целью уменьшения количества ДТП и пострадавших людей с 24 декабря 2007 года реверсивная полоса была заменена отбойником, а количество полос за счет уменьшения их ширины увеличено до четырех в каждом направлении.

Північний мостовий перехід

И последним среди автомобильных мостов является недострой - Подольско-Воскресенский мост. Это сооружение, которое знает, вероятно, каждый житель Киева, а возможно, уже и большинство гостей. Это тот самый недостроенный мост, который должен соединить Троещину и Воскресенский массив с Подолом, и под частью которого сегодня проезжают все, кто направляется с Оболони в центр столицы.

Подільсько-Воскресенський міст

Его строительство длится уже более 30 лет с короткими и длинными паузами. Главная причина - нехватка финансирования. Однако время от времени он появляется в информационном поле и с положительными новостями. Готовность моста превышает 55%, но средств и, возможно, политической воли, постоянно не хватает.

Подільсько-Воскресенський міст

Две огромные арки - это одна из главных особенностей этого моста-долгостроя. Благодаря этим элементам он может стать одним из самых больших арочных мостов в Европе. Если его, конечно, достроят.

Подольский мост - это двухъярусное сооружение, состоящее из трех мостов и эстакад, которые их соединяют. На верхнем ярусе предусмотрено шесть полос для движения автомобильного транспорта, на нижнем - инфраструктура для Подольско-Выгуровской линии метро с тремя станциями на эстакадах.

Подільсько-Воскресенський міст

Мостовой переход был спроектирован двухъярусным не случайно: это позволило уменьшить ширину полосы застройки на 12-14 метров. Подольский - не первый двухъярусный мост в Украине, но первый в Киеве. Двухъярусные мосты также есть в Днепре и Кременчуге.

Общая протяженность мостового перехода - около 7,5 км. Центральным сооружением проекта является стальной арочный мост через Днепр длиной 472 м. Высота арки в центральной точке - более 70 м.

Теперь переходим к пешеходно-велосипедным мостам Киева, которые также являются его достоянием и особенностями.

Пешеходный мост через Днепр, известный также как Парковый, соединяет центральную часть Киева с Трухановым островом. Это уникальный мост, ведь его установили специально для того, чтобы жители и гости столицы могли быстро и без проблем добраться до зоны отдыха на острове.

Сооружен в 1956-1957 годах по проекту института "Укрпроектстальконструкция" при участии Института электросварки им. По конструкции - цельносварной мост, построенный с использованием автоматической сварки.

Пішохідний міст через Дніпро

Общая длина моста - 429 м, основной пролет - 180 м, ширина пешеходной части - 7 м. Состоит из трех центральных пролетов висячего типа и береговых участков балочной конструкции. Центральные пролеты по схеме 60 м + 180 м + 60 м расположены на высоте 26 м над уровнем реки. Левобережная эстакада состоит из трех пролетов по 36 м. Общий вес металлоконструкций составляет 985 т.

Пішохідний міст через Дніпро

В 2011 году мост отреставрировали и починили большое количество изношенных и поврежденных деталей, а в 2015 году он стал частью велосипедного маршрута, который соединил Троещину с Европейской площадью. В 2017 году по случаю 60-летия со дня установки Парковый мост отремонтировали, на нем установили чугунные перила, асфальтовое покрытие на подходах, контейнеры для мусора. Также покрасили ограждения, фонари и подвески.

Пішохідний міст через Дніпро

Парковый мост - одно из любимых мест не только романтиков, но и, к сожалению, самоубийц, поэтому во времена СССР он имел неофициальное название "Чертов мост". На выходных на мосту проводили прыжки с веревкой. Роуп-джампинг - довольно экстремальный, но однозначно незабываемый отдых. Особенно красив мост в вечернее время, когда на нем включают подсветку. Это одно из самых романтичных мест Киева, которое идеально подходит для свидания.

Следующий в нашей подборке - одно из самых любимых мест для прогулок у жителей столицы и гостей города. Это Пешеходно-велосипедный или Прозрачный, или Стеклянный мост, или Мост Кличко- первый в Киеве мост подобной конструкции, из стальных балок со стеклянными вставками. Он построен в 2019 году и проходит через Владимирский спуск, соединяя два парка - Крещатый и Владимирскую горку. Длина моста - 216 м.

Построить мост на этом месте собирались еще во времена Советского союза. Поскольку оба парка пользуются популярностью и находятся в исторических местах, поэтому между ними нужен удобный переход. возвращались к этой идее также в 2013 году, но и тогда все осталось только в планах. Серьезно реализовать проект взялся действующий мэр Киева Виталий Кличко, и сделал это несколько лет назад.

Проект был представлен в 2017 году. Архитектор - Андрей Миргородский. Решено было строить современный пешеходно-велосипедный мост. Уже в 2018 начались работы по строительству. Конструкции поставлялись из Николаева, с завода "Океан". И в целом 90% материалов объекта имеет украинское производство. Стеклянный пешеходный мост был открыт ко Дню Киева, 25 мая 2019 года. На церемонию открытия пришли тысячи людей.

Пішохідно-велосипедний скляний міст

Кстати, этот мост часто называют именно мостом Кличко, потому что как мэр, он его строил и открывал. Интересно, что сам Виталий Кличко сказал, что этот мост построен в том числе для того, чтобы убрать людей с Крещатика. На главной улице Киева всегда очень много народа. Чтобы предоставить части из них другую локацию для прогулок, сделали новый парк и мост. И это сработало, потому что он пользуется бешеной популярностью.

Отметим, что во время строительства и сразу после открытия, мост неоднократно попал в различные скандалы. Например, много вопросов у киевлян тогда вызвала стоимость объекта. Планировалось, что на него будет выделено 260 миллионов гривен. Однако оказалось, что ушло почти 420 миллионов.

Как мы писали ранее, утром 10 октября россия беспощадно ударила ракетами по всей Украине. Раздавались взрывы в Киеве и других крупных городах нашей страны. На всей территории Украины более пяти часов продолжалась воздушная тревога. Под ударом оказался и стеклянный мост Кличко в самом центре Киева. Однако, мост устоял, его со временем восстановили и открыли для прогулок.

Венецианский мост - это пешеходный мост над Венецианским проливом в Киеве. Название моста происходит от местного топонима "Киевская Венеция", принадлежавшего островному поселению Предмостная слободка (уничтожено нацистами в 1943 году). Длина переправы - 144 м, ширина - около 10 м.

Мост открыт в 1966 году. Соединяет Гидропарк, заложенный в 1965-1968 годах на месте слободки, с Долобецким островом. Авторы проекта - инженер В. Коваль, архитекторы - А. Ильяшенко, В. Суворов, И. Шпара.

Венеціанський міст у Києві

По конструкции - однопролетный, арочный, сборный железобетонный. Прогонная часть состоит из соединенных полуварок, на которые опираются вертикальные столбы, поддерживающие панели дорожного полотна с тротуарами. На конечных частях моста устроены гранитные лестницы к пляжам. Прилегающие береговые откосы облицованы фактурными и гладкими бетонными плитами. Простое металлическое ограждение состоит из вертикальных стержней. Удачно найденные пропорции, хорошо прорисованная пологая круговая дуга ажурного сооружения создают выразительный образ одного из лучших мостов Киева.

Еще один недостроенный мост, который пока нельзя увидеть - это Пешеходный мост на Оболонь. Зато после открытия мост обещает удивить киевлян своим необычным видом. Новый пешеходный мост должен украсить Оболонскую набережную. На начало 2023 года уже установили 3 опоры моста и начали установку четвертой, закупили материалы. За средства, которые предоставила Метрополия Большого Парижа, завершат установку 4-й опоры моста, закупят и установят вспомогательные и частично пролетные конструкции, приобретут металлоконструкции.

Так, городской голова Киева заявил, что строительство пешеходного моста с Оболонской набережной на остров Оболонский продолжится, которое ведется с 2020 года за счет меценатских средств. Деньги из городского бюджета привлекаться не будут.

Если говорить об исторической составляющей, то, по исследованиям историков, уже в XII веке был построен первый мост через Днепр. Он был деревянным. Однако во время весенних паводков потоки воды наносили ущерб сооружению. Поэтому мост приходилось восстанавливать. Построили переправу во времена Владимира Мономаха. Первым капитальным - был Николаевский цепной мост (существовал в 1853-1920 гг.). Мост длиной 776 м и шириной 16 м был одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени. Серебряная модель моста (проектный макет) была выставлена в Лондоне на Всемирной выставке 1851 года. Освящение переправы совпало с датой освящения памятника князю Владимиру и состоялось 28 сентября (10 октября) 1853 года. Сооружали объект по проекту британского инженера Чарльза Виньола (в некоторых переводах - Карл де Виньоля).

А самым длинным мостом через Днепр является мост им. Открыт в 1953 году. Длина сооружения 1543 метра. Стал первым в мире цельносварным мостом такой длины. Получил признание Американской ассоциации сварки как уникальная сварная конструкция XX века.

Мосты - это, пожалуй, самые прекрасные и одни из самых сложных произведений человека и строительства. Их создают на века. Соединяя берега, мосты объединяют также и людей. И вряд ли Вы найдете киевлянина, который бы не гордился мостами своего родного города. Каждый мост в Киеве является архитектурным памятником столицы. Они являются примерами разных эпох мостостроения и важных этапов развития столицы.

Напомним, ранее мы писали о том, что подрядчик возобновил строительство новой линии метро в Киеве на жилой массив Виноградарь. Сначала рабочие завершат закрепление уже построенных тоннелей, а затем начнут строительство второго тоннеля от станции "Мостицкая" до станции "Сырец".

Также рассказывали, что украинские военные, в начале полномасштабного вторжения россии, заминировали все мосты, через которые можно было перейти с левого на правый берег Киева.