История основания столицы Украины Киева издавна окутана легендами. Известно, что официально город основали в 482 году, однако различные исторические источники имеют достаточно противоречивую информацию по этому вопросу.
Так археологические находки говорят о том, что на территории современной Киевщины первые поселения были еще 15-20 тысяч лет назад. Они располагались возле Замковой горы, в районе Подола, Оболони. Но эти поселения были настолько малы, что их нельзя было назвать настоящим городом.
На помощь археологии приходят народные рассказы и летописи. Они сходятся на том, что Киев основали три брата Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидь. Об этом можно узнать из "Повести временных лет", которая является старейшим письменным сохранившимся источником информации. К сожалению, Нестор не знал ни имени цесаря, ни точных дат жизни Кия, а следовательно, и основания Киева. Он вспоминал, что Кий, возвращаясь из Царьграда, заложил городок Киевец на Дунае и хотел осесть там. "Но не дали ему те, которые жили поблизости". Кий вернулся и закончил свою жизнь в Киеве.
На киевских горах свое укрепление основал каждый брат. Но все достижения связывали именно со старшим братом. Именно в его честь и назвали город Киев. А именами других для чествования назвали горы и реку, протекавшую поблизости.
Легенда об основании Киева
"Поляне же жили в те времена отдельно и властвовали родами своими... И были три брата: один по имени Кий, а второй - Щек, а третий - Хорив, и сестра их - Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щекавицей, а Хорив - на третьей горе, из-за чего и прозвана она Хоривицей. И построили они городок в честь своего старшего брата, и нарекли его Киевом. А вокруг города был лес и пуща большая, и ловили там зверей. И были те мужи мудрыми и смышлеными, и назывались они полянами, от них в Киеве есть поляне и до сегодня", - рассказывается в "Повести временных лет".
Древнеирменская легенда
Легенда о трех братьях нашла свое отражение и в иноязычных источниках. Так Марр, утверждал, что в древнеармянских источниках была найдена легенда об основании города на территории правобережья, вблизи Днепра, который носил название Куар. Так согласно армянской легенде основателей звали Куар, Мелтей и Хореан. В именах есть похожее и отличное. Марр говорит, что здесь присутствует символика с рассказами скифов, которые жили примерно 2500 лет назад. Поэтому можно провести параллели: три брата - это три племени. Кий считается скифом, основателем не только Киева, но и других поселений. А вот Мелтей и Хореан являлись полянами. Свои города они заложили из камней в поле. После создания городов братья поставили на горе два идола. Многие историки на этом этапе начинают задумываться. Ведь легенда Армении старше нашей. В Армении еще в 4-5 веке рассказывали об этом. А вот первое письменное повествование появилось только в 7 веке. Правда, армянский хронист тоже не указывает дату основания Киева. Поэтому вокруг дискуссии о возрасте города до сих пор разворачиваются страсти.
Что было до официального основания Киева
Территория была заселена с древнейших времен, найдены остатки поселений. Поселения с древнейших времен до III в. до н.э. называют докиевскими. Далее жизнь на этих холмах закипела еще бурнее - на Старокиевской и Замковой горах, на Подоле, Оболони, Печерске. Жители не только выращивали хлеб и ухаживали за скотом, но и знали различные ремесла, торговали с греческими городами на Черном море. Ученые находили целые сокровища римских монет тех времен. Это подтверждает, что уже в начале нашей эры сюда вели и здесь заканчивались торговые пути с юга. Особенно большими и богатыми стали во II - III вв. н.э. Но впоследствии они пришли в упадок. Только во второй половине V в. здесь снова забурлила жизнь. Ученые пришли к выводу, что Кий княжил здесь в конце V в. С тех пор и ведут возраст города, ему уже более 1500 лет.
Как свидетельствуют археологические находки, местом древнего поселения была Замковая гора, которая была изолирована со всех сторон природными склонами высотой около 70 м над уровнем Днепра. Даже без искусственных укреплений она была неприступной. Первое значительное расширение центральной части раннего Киева состоялось после построения укреплений на Старокиевской горе. "Град Кия" был построен по всем правилам раннесредневековой оборонной архитектуры.
С трех сторон Старокиевская гора имела крутые склоны, а с юга городище было окружено высоким земляным валом и глубоким рвом. Киев стоял на перекрестке путей, был административно-политическим и культовым центром союза. Возросшее экономическое и военное могущество Русской земли вывело молодое государство в ряд самых могущественных стран средневекового мира. Точные сведения о последующих правителях Киева находятся в летописях. Из потомков Кия нам известно о князьях Аскольде и Дире, которых упоминают в основном вместе. Но княжили они, видимо, в разное время. Аскольд прославился походом на Византию. В 860 г. он едва не взял штурмом Константинополь, или как тогда его называли - Царьград.
Подол - один из древнейших районов Киева
Древнейший район Киева - Подол - играл важнейшую роль в жизни Киева. Здесь находился главный торговый центр. Он размещается на правобережной низине между устьем р. Почайны и склонами старокиевской горы, Замковой, Щекавицы и Хоревицы. Отсюда и название Подол, то есть низменная местность. Первые поселения на его территории относятся к периоду позднего палеолита.
О древности Подола свидетельствуют и названия улиц - Щекавицкая, Хорива, Борисоглебская, Игоревская, Братская, Волошская. Во времена Киевской Руси Подол был торгово-ремесленным центром города, площадь которого составляла около 200 га. Здесь были найдены остатки мастерских. Ремесленники обрабатывали железо, занимались литьем ювелирных изделий, изготавливали строительные материалы, занимались стеклопроизводством и художественным ремеслом. Ведущей отраслью было кузнечное дело. Высокого уровня достигло художественное ремесло.
Язычество: обряды на Руси
До принятия христианства славяне жили по языческим верованиям. В его основе лежало обожествление сил природы, животных и растений. Со временем эти стихийные силы приобретают вид человекоподобных божеств: русалок, берегинь, рожаниц, развивается культ предков. На первый план выходят божества, которые олицетворяли силы природы, от которых зависели результаты труда земледельца, ведь именно этот вид занятий был основным для оседлого славянского населения. В почете у славян были также священные деревья и дикие звери - старые дубы и дикие кабаны (вепри).
В исторической литературе долгое время господствовало утверждение о том, что центральная часть Киева вплоть до периода правления Владимира Святославича оставалась в пределах укреплений древнего городища, а большая территория на юге была занята языческим кладбищем. Лишь после принятия христианства могилы предков якобы были разрыты и Владимир начал строить новый город.
Однако археологические данные этого не подтверждают. Летописная статья 945 г., в которой летописец рассказывает о прибытии к княгине Ольге древлянских послов, подает свидетельство о двух княжеских дворах, один из которых - Двор княжеский вне города - находился за пределами укреплений. Его местонахождение, "за святой Богородицей", и подтвердили археологические раскопки (над усадьбой № 38 по Андреевскому спуску. Этот древний киевский дворец, построенный в конце ІХ - начале Х в., был богато украшен фресковой росписью, поливными керамическими плитками, шиферными различными деталями, мрамором. Дворец был монументальным сооружением.
Владимир Великий, князь Киевской Руси, ради интересов языческой элиты ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стояло подобие Перуна, появились 7 разноплеменных богов: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокош и Велес.
Однако впоследствии Владимир сделал вывод, что государству нужна новая вера. Поэтому он решил принять христианство и окрестить русичей. Крещение произошло во времена трудного положения Византии, которая в то время считалась самой могущественной державой. Тогда византийский император обратился к Киеву с просьбой о военной помощи. Главными условиями, по которым Киев соглашался помочь Византии, были брак Владимира с сестрой императора Анной и содействие крещению населения Киевского государства.
После принятия христианства в 988 году Киев забурлил другой жизнью - городской. На месте языческих капищ строили церкви, что символизировало победу христианской религии. А главным сооружением Киева в Х в. считалась Десятинная церковь (Святой Богородицы).
Первый каменный храм получил такое название, потому что на его содержание князь Владимир Великий выделил десятую часть доходов своих владений. Его стены покрывала фреска и мозаика, а внутри можно было увидеть драгоценные кресты, иконы, которые Владимир вывез из Корсуня (Херсонеса). В 1240 году церковь разрушили монголо-татары.
Вас может заинтересовать: " Как тебя не любить...": 20 интересных фактов о Киеве.