Стоил копейки: как менялась цена проезда в транспорте Киева с начала независимости Украины
Недавно киевлян удивила новость о том, что в столице хотят поднять цены на проезд в транспорте. В КГГА заявили, что для смены тарифов понадобится минимум 2-3 месяца, поэтому ожидать повышение стоимости проезда в Киеве стоит с лета этого года. Мэр города Виталий Кличко говорит, что себестоимость проезда в столичном транспорте составляет 15 гривен. Транспортники же считают, что проезд в метро должен составлять 21 гривну, в наземном транспорте – 25 гривен, а в городской электричке – 78 гривен. Какой будет стоимость проезда в будущем мы узнаем, а пока журналисты 44.ua решили вспомнить, как менялась цена в столичном транспорте с начала независимости Украины.
Метро: всё начиналось с 5 копеек
Долгое время, с 1961 года цена на проезд в метро была стабильной - 5 копеек. Но после получения независимости Украина ввела в обращение собственную валюту, и, из-за гиперинфляции, цены на проезд часто менялись. В январе 1992 года проехаться в метро можно было уже за 30 копеек, а в мае - за 50. В декабре этого же года цена проезда резко повысилась до 5 карбованцев и оставалась такой до июня 1993. Тогда появилась необходимость вводить металлические жетоны, потому что многие пассажиры стали запасаться ими наперёд, чтобы ездить по старому тарифу. Новые жетоны были меньшего размера и стоили 15 карбованцев.
Металлические жетоны для проезда в метро Киева, Фото с открытых источников
С сентября по ноябрь 1993 года, когда было введен проездной с магнитной карточкой, цена проезда была 30 карбованцев. А в декабре случилось сильное повышение цен на проезд в столичном транспорте и стоимость проезда в метро равнялась 150 карбованцам. Далее, в августе 1994 года цена выросла до 200 карбованцев, а в феврале 1995 - до 7000 карбованцев. С июня 1995 года картонную карточку заменили пластиковой. Тогда стоимость проезда составила 10 000 карбованцев. В 1996 году стоимость проезда поднялась до 30 000 карбованцев. После денежной реформы 1996 года проехать в метро можно было за 30 копеек и такой тариф продержался до 2000 года.
Электронные карочки для проезда в Киевском метрополитене, Фото с открытых источников
С начала 2000-х и до 2017 года цена проезда в метро росла от 50 копеек до 4 гривен. А уже 2017 была установлена цена - 5 гривен. С июля 2018 года стоимость проезда составляет 8 гривен и пока не меняется.
Теперь проезд в метро осуществляется с помощью QR-билета или банковской карточки, Фото с открытых источников
Как менялась цена проезда в наземном транспорте столицы?
Сейчас проезд в наземном транспорте стоит 8 гривен, но, так же как и в ситуации с метро, цены на проезд в наземном транспорте часто менялись. Долгое время проезд во всех видах транспорта стоил приблизительно одинаково, но с июля 1996 года наземный транспорт стал перевозить пассажиров за 20 000 карбованцев. С 1997 года на киевских дорогах появились маршрутки, всем нам известные желтые “Богданы”, которые стали альтернативой другим видам транспорта. Они стали удобнее тем, что ездили там, где не всегда ходили трамваи или не было станции метро. Проезд в такой маршрутке был по 75 копеек за поездку.
Наземный транспорт столицы так же как и метро часто менял цены на проезд, Фото с открытых источников
В общем, с 1996 по 2000 год стоимость проезда в трамваях и троллейбусах выросла от 20 до 50 украинских копеек. В 2008 году проезд был уже по 1 гривне 50 копеек. В 2015 году власти установили цену на проезд в наземном транспорте - 3 гривны, а в 2017 - 4. В 2018 году стоимость проезда выросла до 8 гривен.
А за сколько можно было покататься на городской электричке?
Городская электричка - довольно молодой транспорт в Киеве, ведь она появилася только в 2009 году. До февраля 2015 года стоимость проезда составляла 1 гривну 70 копеек . Но уже в июле 2017 года цена на билет в городской электричке выросла до 4 гривен. С 14 июля 2018, как и в других видах транспорта в Киеве, стоимость проезда в городской электричке стала по 8 гривен.
Киевская городская электричка, Фото с открытых источников