• Головна
  • Киевское море: для чего создавали, сколько сел затопили и куда делись люди
11:18, 23 травня 2021 р.

Киевское море: для чего создавали, сколько сел затопили и куда делись люди

Киевское водохранилище, которое в народе назвали "морем", находится на севере от украинской столицы в районе Вышгорода. На реке Днепр есть шесть подобных объектов. Воду с водохранилища используют для Киевской ГЭС. И сюда же приезжают киевляне на отдых. Журналист сайта 44.ua узнал, что здесь было и кто жил на территории современного искусственного водоема до его появления.

Что осталось на дне Киевского моря?

Общий вид села севера Киевской области 1950-1960 г.г., Фото:  Rybalka.com

Общий вид села севера Киевской области 1950-1960 г.г., Фото: Rybalka.com

История современного Киевского моря связана с массовым переселением, уничтожением исторических местностей и памятников. Территория, которая сегодня затоплена водой, с древних летописей известна тем, что здесь проводили свое время киевские князья, здесь они устраивали гулянья и охоты, принимали иностранных послов.

В начале 20 века здесь формируются десятки сел. В народе говорили, что  "даже палка зацветет здесь", столь земля была плодородна. Жители поселений выращивали уникальные тыквы, местность также славилась вкусными вишнями.

По воскресеньям люди ходили в древние храмы, которых здесь также было немало. Село Староселье (Ольжич), которое находилось на склонах большого оврага, упоминается еще в 11 веке. До затопления в этом селе стоял 81 дом. В период оккупации немцы подожгли село, однако 16 домов уцелели, чтобы впоследствии навсегда остаться под водой.

В другом селе - Староселье находилась летняя лаборатория биологической станции Национальной академии наук Украины, которую еще в 1918 году основал первый президент Украинской академии наук Владимир Вернадский. Поблизости - в селе Хотяновка, находилась этнографическая коллекция музея Всеукраинской академии наук.

Начало строительства Киевского водохранилища

Начало строительства

Строительства Киевского моря началось во время правления Никиты Хрущева в 1959 году и считается одним из самых масштабных проектов Советского Союза. Работы продолжались пять лет, несколько десятков рабочих вели строительство, используя самые современные на то время технологии.

Киевского водохранилища

Для того, чтобы заработала Киевская гидроэлектростанция, надо было построить водоем площадью более 1000 кв м. Поэтому местных жителей, которых по разным подсчетам здесь было около 33 тысяч, решили выселить. В частности, властями были полностью были уничтожены 52 населенных пункта, уникальные старинные храмы и частные дома.

Панорама правого берега Днепра- места сооружения Киевской ГЭС На переднем плане - участники экспедиции №35 Всесоюзного института "Гидроэнергопроект" им. С.Я. Жука.

Чтобы создать водохранилище, было вывезено 1,6 миллионов куб. м грунта. Для обустройства дамбы и гребли использовали более полумиллиона куб. м бетонного раствора. В 1964 году на дно водохранилища начали выпускать воду.

Затопление котлована будущей ГЭС.

31 января 1961 г. Общий вид жилых домов в которых живут строители.

В 1966 году здесь образовалось известное всем Киевское море. Длина Киевского водохранилища - более 100 км. На севере оно почти сталкивается с границей Белоруссии. Затопленными остались 92 гектара земли. Водохранилище также использовали для орошения земли, судоходства и рыбных хозяйств. 

25 мая 1962 г. Митинг строителей Киевской ГЭС, посвященный закладке первого бетона.  alt  Общий вид строительства Киевской ГЭС.  alt  Видна уже первая конструкция Киевской ГЭС.  alt  Важный момент. Затопление котлована будущей ГЭС.  alt  Панорама затопления котлована Киевской ГЭС.  alt  Затопленный котлован.  alt  Строительство здания Киевской ГЭС.  alt  Общий вид строительства ГЭС.  alt  Первый секретарь ЦК КПУ Шелест П.Ю. Перерезает ленточку во время открытия судоплавного канала Киевской ГЭС.    alt  Первые суда в новом шлюзе 1964 г. !  alt  10 сентября 1964 г. Теплоход "Тарас Шевченко" одним из первых проходит по новому судоходному шлюзу Киевской ГЭС.  alt  Массовое движение кораблей через шлюз Киевской ГЭС.  Ну и на дессерт смотрим видео. Качество звука конечно не очень, это оцифровка старой 35 мм. пленки. Мы не делали отдельными кусками, а сделали целую нарезку из нескольких документальных фильмов.   Жду ваши комментариев, может даже есть очевидцы

Люди из затопленных сел вынуждены были переселиться в окружающие населенные пункты. Так, некоторые жители села Сваромье переселились в Новые Петровцы, некоторые в село Демыдов, где сегодня об уничтожении поселений напоминает установленный  памятник. 

Первые суда в новом шлюзе 1964 г.

На территории искусственного водоема остались несколько островов. Однако, плодородные почвы окислились. Вокруг Киевского водохранилища образовалась неповторимая в природе экосистема.

Сейчас на дне Киевского моря часто находят мины, которые были здесь оставлены еще во времена Второй мировой войны, ведь дно искусственного водоема полностью расчищено не было. Также здесь находят затонувшие лодки и машины. А в начале 90-х в Киевском море часто находили тела погибших.

Интересен и тот факт, что в него впадают реки Ирпень, Тетерев и Припять, в которую после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году попало большое количество радиоактивного загрязнения.

Река Припять в районе г. Чернобыля Киевской обл.

Несмотря на это, сейчас Киевское моря является местом для отдыха не только для киевлян, но и для туристов. 

Сегодня на Киевском море образовались кемпинг-парки с домами и площадками для палаток, бассейны, пирсы, десятки различных пляжей. Сами же местные жители активно продают участки за миллионы гривен.

Развивается здесь и водный спорт. Популярностью пользуются серфинг-клубы, отдых на яхтах, волейбольные и футбольные площадки. Здесь возводят отели и ресторанные комплексы.

Как доехать до Киевского моря

Киевское море, современный вид

К пляжам Киевского моря можно доехать как на собственном авто, так и на общественном транспорте. Если вы планируете добираться своим ходом, то удобней всего выехать:

  • с автостанции №2 “Киев Полесье”;
  • с остановки транспорта у станции метро “Героев Днепра”.

Отсюда отправляются рейсовые автобусы и маршрутные такси ко всем населенным пунктам, расположенным у Киевского моря.  

Журналисты 44.ua также рассказывали историю строительства Верховной Рады Украины. Как строили главное здание страны в 1936 году, кто его проектировал, что с ним было во время Второй мировой войны и что изменилось после Революции Достоинства читайте в материале здесь.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#киевское_море #киевское_море_затопленные_села #киевское_море_как_доехать #киевское_море_на_карте #киевское_море_опасность
Високі оцінки користувачів за Стиль викладу
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...