"Никогда не знаешь, что тебя ждет", - интервью с киевским пожарным Станиславом Кривошеевым
Журналисты 44. ua побывали в гостях у 18-й Государственной пожарно-спасательной части Киева и пообщались с младшим лейтенантом службы цивильной защиты, Начальником караула Кривошеевым Станиславом. Нам удалось посидеть в кабине пожарной машины, побывать на кухне, в спортзале, учебном классе, в кабинете начальника части и увидеть, как пожарные собираются и выезжают на вызов.
Выбор профессии, ритуалы и суеверия пожарных
Станислав посвятил профессии 10 лет. Несмотря на тяжелую морально и физически работу, бросать ее не собирается.
Как пришли в эту профессию?
- После армии мне было интересно найти себя дальше в службе, а служба в МВД меня не привлекала. Я реализовался в том, чтоб помогать людям. Было такое стремление, меня так воспитывали родители. Так и получилось.
Говорят, что, когда пожарный заступает на службу, то есть определенный обряд посвящения. Так ли это?
- Безусловно есть своеобразные ритуалы. Когда молодой боец впервые побывает на пожаре, то его грязными крагами (ред. перчатки пожарных) обмазывают лицо сажей и обмывают из пожарного ствола.
А когда на пенсию отправляют, то тоже есть какие-то ритуалы?
- Пенсионера, после последнего дежурства, "запрягают" пожарным рукавом в автомобиль, он имитирует, что вытаскивает его на фасад и после этого его точно также со ствола обмывают, чтоб смыть все, что он за всю службу накопил.
У пожарных есть свои суеверия?
- У каждого свои. У меня раньше было такое, что перед сменой я спал отдельно от супруги, чтоб сутки прошли спокойно. Но потом я решил эту проблему - развелся (смеется).
Первый пожар, чувство страха и спасенные жизни
Помните свой первый выезд на пожар?
- Я тогда служил еще в 27 части на Лыбедской. Горел производственный цех "Пресса Украины". Там был мой первый пожар, но я толком даже не понял, что происходит вокруг (смеется).
Есть чувство страха или тревоги, когда выезжаете на пожар?
- Безусловно тревожно, потому что никогда не знаешь, что тебя ждет. Есть заявка, а вот как там будет на самом деле - никто никогда не знает. Приезжаешь, проводишь разведку, оцениваешь обстановку и только тогда понимаешь, что происходит.
Сейчас много обсуждают проблему припаркованных авто возле зданий...
- Это серьезная проблема, у нас вся техника габаритная. Добраться до подъезда очень проблематично, так как паркуются безответственно и многие дворы не предусмотрены для того, чтоб там было такое количество авто. Припаркованные машины существенно затрудняют нашу работу, а счет идет на минуты. Кому-то это может стоить жизни. Если мы не можем добраться, то приходится прокладывать магистральные линии, а это все время. Бывает, что не хватает площади, чтоб установить лестницу. Тогда пешком по ступенькам, какой бы этаж не был. Решение этой ситуации может быть только комплексное, но наше государство и ментальность людей, думаю, к этому еще не готовы.
Пожарная лестница до какого этажа рассчитана?
- У нас до 9-го, если есть возможность вплотную подъехать к зданию, то и до 10-го этажа. Если более высотное здание, то из соседних районов нам дают лестницы, которые достают до 15-16 этажа. Также у нас есть коленчатый подъемник, он может выдвинуться до 30-го этажа, но это если двор не запаркован.
Что самое тяжелое в Вашей работе?
- Лично для меня, когда в ожидании вызова. Морально трудно, когда с огня достали человека, проводишь реанимацию, но человек не выживает. Тяжело с этим смириться и остается очень неприятный осадок.
Какие чувства вы испытываете, когда удается спасти человеческие жизни?
- Это сравнимо с тем, когда ты преодолел сложный маршрут на скале или поднялся на вершину. Ты победил! Ты победил то, что от тебя по сути не зависело, но ты смог на это как-то повлиять. Трудно подобрать какие-то слова для того, чтоб описать это ощущение. В некоторых частях какие-то детали могут меняться, но, в общих чертах, традиция сохраняется.
Люди, которых Вы спасли, связываются с Вами, благодарят?
- Зачастую - нет. Для людей это большой стресс и естественная защитная реакция - поскорее забыть то, что произошло.
Распорядок дня, спорт, количество пожаров и мысли о смене профессии
Нам удалось пройтись по всей территории и посмотреть, чем живет 18-й часть. Мы увидели, где хранится инвентарь, ремонтируют инструменты, занимаются спортом, обедают и отдыхают спасатели. Также заглянули в кабинет к начальнику части и диспетчеру.
Также на территории живет собака, которая перекочевала сюда с другой пожарной части. Любимец спасателей без проблем катается по городу на транспорте, а когда они собираются на вызов - суетливо бегает-кружит рядом с ними.
Сколько длится рабочий день пожарного?
- Дежурство длится сутки. Мы заступаем в 8 утра и 8 утра сменяемся. На смене работает 15 человек.
Какое максимально количество выездов за сутки у Вас было?
Максимально у меня было 14 вызовов за сутки? На 18 часть в среднем припадает до 1700 вызовов по тревоге за год.
Сколько времени проходит от поступления сообщения о возгорании и до момента выезда на место происшествия?
- На сборы и выезд у нас отводится 45 секунд. С момента тревоги мы должны одеться, сесть в машину и выехать за ворота за это время.
Какая выслуга лет должна быть, чтоб выйти на пенсию?
- Раньше это было 20 лет, а сейчас подняли до 25.
Чем Вы занимаетесь в свободное от вызовов время?
- У нас есть распорядок дня. С 9:00 до 10:00 - завтрак, с 10:00 до 14:00 мы занимаемся в учебном классе, пишем в тетрадках, делаем практические. Далее обед и так далее. Это в случае, если нет вызова.
Спасатели 18-й части своими силами обустроили тренажерный зал. Он компактный, но уютный и сделан с душой. Каждую деталь коллектив продумывал самостоятельно.
Профессия спасателя и физически тяжелая. Занимаетесь спортом?
- Я занимаюсь скалолазанием, бегаю по утрам, а тяжелой атлетикой - это бессмысленно, как по мне. Чем больше мышечная масса - тем больше потребление кислорода. Тем на меньше мне хватит аппарата. Мне кажется, самое важно, чтоб пожарный был выносливым. Худой, толстый, высокий, низкий - неважно. Он должен быть выносливым.
Когда-то думали менять профессию?
- Бывало, что хотелось просто все бросить, но потом успокаивался. Это один коллектив, мы постоянно работаем вместе. Это как семья.
Почему случаются пожары и как действовать, чтоб спасти свою жизнь
По какой причине чаще всего случаются пожары?
- Зачастую - человеческий фактор. Халатное отношение, просчеты в организации электропроводки и так далее.
Как действовать во время пожара, чтоб спасти себе жизнь?
- В первую очередь - не поддаваться панике. Она - самый первый убийца при пожаре. Если человек попал в ситуацию, когда ему угрожают продукты горения, дым - он звонит на "101" и получает исчерпывающую инструкцию действий. Подразделение, которое следует на место пожара, знает, где искать человека.
Об отдыхе, хобби и планах
Работа пожарного тяжелая и морально. Как расслабляетесь?
- Я катаюсь на байке. Это очень расслабляет и успокаивает. У меня он туристический, а не скоростной. Люблю на нем путешествовать.
О чем мечтаете?
- Хочу поехать на байке в Хорватию на горный перевал. Он очень красивый. У меня родители альпинисты - скалолазы. Вот и мне интересно как-то по-своему прикоснуться к этому. Когда путешествуешь в автомобиле, то ты отделен оболочкой стекла и метала от внешнего мира. На мотоцикле все воспринимается более остро и живо.
Ранее журналисты 44 ua пообщались с оператором и машинистом столичного фуникулера и узнали много интересного о работе самого романтичного транспорта Киева. Прочитать интервью можно ТУТ. Также вы можете узнать интересные факты о работе машиниста столичного метрополитена ЗДЕСЬ.