• Головна
  • Первый замглавы КГГА Николай Поворозник о перспективах объединения с пригородом: "Это необходимо обеим сторонам"
11:26, 8 лютого 2019 р.

Первый замглавы КГГА Николай Поворозник о перспективах объединения с пригородом: "Это необходимо обеим сторонам"

Первый замглавы КГГА Николай Поворозник о перспективах объединения с пригородом: "Это необходимо обеим сторонам"

Уже не первый год столичная власть вместе с представителями близлежащих населенных пунктов задается почти «шекспировским вопросом»: быть или не быть «Киевской агломерации». Казалось бы, из-за активной застройки на границе со столицей, дефицитом социальных учреждений и завышенной стоимости проезда в пригородных маршрутках, где качество перевозки, по правде говоря, «хромает», агломерация - единственно правильное решение для регионов. Однако среди властей городов-спутников и сел достаточно тех, кто не спешит давать согласие на партнерство. Редакция 44.ua пообщалась с первым заместителем главы КГГА Николаем Поворозником, который объяснил суть «Киевской агломерации», ее «плюсы» и «минусы», а также причину, по которой главы прилегающих населенных пунктов тормозят процесс объединения.

Ежедневно в Киев на работу из пригорода приезжает огромное количество людей. О какой цифре мы сейчас можем говорить?

Постоянной статистики по количеству людей, которые каждый деньедут в Киев по работе, не ведется. Однако, учитывая транспортные потоки и нагрузки наинфраструктуру, можем говоритьо почти 2 млн человек, въезжающих и выезжающих из города ежедневно.

Если же говорить о ежегодных показателях, то, однозначно, они увеличиваются. Особенно ощутимый скачек видим за последние 5 лет. Чтобы это понять, достаточно выехать за черту города, в любой район вокруг Киева, и посмотреть на количество многоэтажных жилых домов, которые уже введены в эксплуатацию. Например, сейчас активно застраиваются Вишневое, СофиевскаяБорщаговка, Буча, Ирпень, Гостомель. Буквально 5 лет назад такой застройки там не было. Кроме того, об увеличении ежегодных показателей указывают и километровые автомобильные заторы, которые можно увидеть каждое утро на любом въезде в город.

В конце 2017 года Киевсовет поддержал проект о создании местной ассоциации “Киевская агломерация”. Решение предусматривает обращение города в советы близлежащих населенных пунктов с предложением о ее создании. Как ныне продвигается диалог с городами и селами-спутниками?

Слава Богу, с конца прошлого года у людей появилось понимание, что такое агломерация и куда нам нужно двигаться. К сожалению, первые попытки объединения были встречены городами и поселками, которые граничат с Киевом, довольно враждебно. Все почему-то его воспринимали исключительно как поглощение городом территорий этих населенных пунктов, а также уничтожение местного самоуправления. Хотя на самом деле речь идет о сотрудничестве через ассоциацию. В близлежащих городах и селах останется полноценное местное самоуправление, также со своими функциями остаются городские и сельские советы. Просто появляется структура, которая работает над совместным развитием этой территории и предоставляет финансовое обеспечение. И хотя мы физически уже давно вместе - живем здесь, работаем там, для улучшения жизни людей, проживающих в Киеве и за городом, нам все-таки нужно еще юридически объединиться.

Есть ли в мире или конкретно в Европе успешный пример агломерации?

Безусловно. Мы в конце прошлого года с достаточно большой делегацией из депутатского корпуса и администрации поехали в Париж, чтобы посмотреть на их работу по созданию агломерации. И хотя она уже создана, к полноценному функционированию ей еще далеко, ведь это длительный процесс. Но вместе с тем у французов она уже появилась на основании отдельного закона, где существует структура над всеми теми территориями, которые входят в эту агломерацию. У нас также, как и у французов, должно быть перераспределение налоговых сборов. Но налоги не должны увеличиться, а должны быть только перераспределены между этими населенными пунктами.

А в конце прошлого года, как раз после возвращения из Парижа, мы провели учредительное совещание, где планировали дальнейшую работу в этом направлении. Интересно, что к нам с большим удовольствием присоединились также специалисты, ученые из Европейского Союза, которые увидели в этом перспективы развития регионов, городов. Эксперты помогут нам разработать экономические расчеты "Киевской агломерации". Исходя из этого, а также из того, что украинское и французское законодательство имеет общие особенности, смело замечу - парижский опыт для нас самый ценный.

Вы сказали, что агломерация способна улучшить жизнь людей. О каких конкретно улучшениях идет речь? Существуют ли минусы ассоциации?

Приведу один яркий пример, который, уверен, покажет, насколько важна агломерация для Киева и близлежащих населенных пунктов. Недалеко от станции метро “Теремки” есть село Гатное. Оно уже давным-давно внутри города, который обошел его со всех сторон. Но при этом Гатное все равно остается отдельным населенным пунктом, который имеет свой сельсовет. Их руководство задает нам резонный вопрос: “ Почему к нам не может ехать "скорая", которая стоит в 50-ти метрах на станции скорой помощи? Или почему автобус объезжает село, а к ним ездят только частные маршрутки?” Ответ прост. Сегодня без соглашения об агломерации мы не можем туда ехать, потому что это нецелевое использование средств города. И это не единственный аргумент, из-за которого нам приходиться отказывать.

Также стоит отметить медицинское обслуживание. Конечно, под Киевом может работать одна из лучших частных больниц, но я считаю, что в городе все-таки более высокий уровень медицинского обслуживания и мощностей, позволяющих охватить все население. К положительным моментам агломерации также отнесем транспортное обеспечение. Согласитесь, лучше и комфортнее ехать в большом автобусе или метро по фиксированному городскому тарифу, чем в маршрутке, у которой во время движения может попросту отвалиться колесо. Как раз момент общей территории, но с управлением на местах, дает возможность развиваться.

Я вам скажу больше: даже инвесторы будут заинтересованы в строительстве станций метро в сторону того же Вишневого при условии договора об ассоциации. Именно так работает эта система в европейских городах. Создание агломерации для них как гарантия развития регионов. В этом случае инвестор будет готов строить хоть станции метро, хоть продлевать линию скоростного трамвая или даже электричку. Что угодно!

Следующим важным пунктом является нынешняя застройка. Мало того, что часть домов, которые строятся вокруг Киева, не имеют собственной канализации, так еще возникла острая социальная проблема - дефицит детских садиков. Сейчас молодым семьям в пригороде Киева достаточно сложно записать в дошкольное учреждение своего ребенка. Но агломерация позволила бы рассмотреть варианты строительства детсадов или школ, исходя из количества проживающих здесь детей.

Агломерация также нужна, чтобы вынести столичные промзоны за территорию города: на ту локацию, где люди не проживают. Это не значит, что город хочет решить свои вопросы за счет близлежащих городов-спутников. По факту эта проблема общая. Потому что тот же мусор из Вишневого, Боярки также нужно куда-то вывозить. У них собственных свалок нет, а людей там с каждым годом становится все больше.

Поэтому, как мне кажется, в случае с “Киевской агломерацией” есть вещи, которые лежат на поверхности, и их нужно учитывать в первую очередь. Мировая практика показывает, что те, кто решился на этот шаг, не проиграли точно.

С какими городами и селами сейчас ведется диалог о сотрудничестве? На каком этапе переговоры?

Безусловно, предложение об ассоциации идет не только со стороны Киева. Есть в пригороде такие населенные пункты, которые сами изъявили желание по агломерации. Сейчас есть диалог с городом Борисполь, Буча, Вишневое. Но это исключительно диалог. Громко заявлять о том, что уже согласованное или несогласованное решение я не могу.

А есть населенные пункты, которые игнорируют предложения или же высказали отрицательную позицию по “Киевской агломерации”?

Полного игнора нет, потому что каждый представитель местной власти сказал, что готов к обсуждениям. Так, на первый квартал 2019-го мы планируем собрать всех глав городов и сел, которые граничат с Киевом, чтобы под руководством Виталия Кличко провести совместное совещание. Там попробуем донести до всех первоочередные принципы, задачи, которые мы бы видели вместе перед объединением.

Нам нужно услышать их проблемы, а им услышать наше мнение. И в определенных консенсусных условиях двигаться вперед. Работы очень много. В первую очередь, это закон. Я не исключаю, что это должны быть изменения в Конституцию, поскольку будет уже новая административно-территориальная единица. Или же внести изменения в те административно-территориальные единицы, которые уже существуют. Этим должны разбираться юристы. Главный акцент - закон должен устроить абсолютное большинство. Не исключаю, что он устроит не всех, но абсолютное большинство он должен удовлетворить.

Складывается все достаточно логично. Неужели нет минусов в ассоциации как для Киева, так и для близлежащих городов и сел?

С точки зрения развития никаких минусов для города и его спутников не вижу. Есть только минус для власти тех населенных пунктов, о которых я уже говорил - им придется поделиться частью полномочий и деньгами для реализации общих проектов. При этом они по-прежнему будут оставаться для нас равноправными партнерами, с которыми можно будет работать на взаимовыгодных условиях.

Как раз о деньгах. Если исходить из экономических факторов, агломерация - это перспективный вариант развития или все-таки нагрузка на бюджет?

На первых порах будет нагрузкой, потому что мы адекватно понимаем соотношение бюджетов. Но также понимаем, что реализовывать масштабные межгородские проекты сможем только после подписания договоров о сотрудничестве. Как раз в конце марта-начале апреля, как я уже упоминал, по этому делу планируется собрание городских и сельских руководителей под руководством Виталия Владимировича. На основании этих договоров в пригородную зону поедут первые крупногабаритные автобусы. Это позволит нам проследить первые этапы будущей агломерации.

Но реально ли продолжить линию метро или трамвая в соседние населенные пункты, не подписывая ассоциацию?

Сделать можно, но для этого надо решение сразу двух советов. Также нужно изучать общие бюджеты. К сожалению, многие считают, что только Киев всем обязан, а близлежащие населенные пункты словно отмалчиваются. Но именно на агломерацию, как привлекательный фактор, смотрят те же инвесторы, которые хотели бы построить у нас метро, но на общей территории.

Как Вы считаете, не приведет присоединение городов-спутников к экологической проблеме? Учитывая то, что сейчас существует единственный полигон №5 под Киевом, куда свозят мусор.

Наоборот. Я советую выехать за город и посмотреть, в каком состоянии леса на границе с Киевом. Там мусор лежит по колено. А все потому, что оно формально ничье. И эта проблема существует уже много лет. В случае агломерации вопросы экологии будут решены в первую очередь.

Какие сроки агломерации город сейчас рассматривает?

Если говорить об агломерации в полном ее масштабе, то при оптимистическом сценарии, думаю, это около 5 лет. Но здесь очень важно учесть глубину агломерации: это экономические расчеты, а также демографические оценки.

Беседовала Юлия Лихенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...