Киев меняется: к чему приведут новые нормы Минрегиона
Вчера заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе опубликовал обновленный список Государственных строительных норм. Редакция 44.ua уже разобралась с ними и спешит поделиться результатами с читателями.
В сети оказались три текста Государственных строительных норм. Первый касается планировки территорий, второй направлен на школы, а третий - на улицы и дороги. По словам разработчиков из Минрегиона, в нормах можно найти около 150 изменений.
Перед тем, как мы перейдем к разбору документации, важно предупредить читателей: все эти нормы будут применяться исключительно к новым объектам. Увы, старые исправить никто не в состоянии.
В первом тексте речь идет о планировке территорий, и застройщикам этот пункт очень не понравится. В документе наконец-то появилась четкая норма этажности здания. Кроме того, появляется термин "голубая линия" - этот ограничитель высоты застройки виден невооруженным глазом.
"Голубая линия" - старый термин. Он представляет завышенную линию горизонта, которая определяет максимально допустимую высоту застройки. Обычно эта линия не изображается абсолютно прямой, что играет на руку Киеву с его неравномерной (местами - хаотической) застройкой.
Плотность суммарной площади застройки для крупных городов составляет от 6 до 10 тыс. м.кв. на гектар. Если брать в качестве примера многоквартирный дом на 9 этажей, то на 1000 жителей должно приходиться 7 гектаров территории. А максимально допустимая площадь застройки земельного участка для той же 9-этажки достигает 35% (пользуясь случаем, передаем привет любителям строить 20-этажки между гаражами).
Кроме того, интересно выглядят расчеты показателей плотности в условном микрорайоне. Как видите, застройщикам этот пункт не очень понравится - он мешает реализации дешевых проектов с максимально мелкими квартирами. Зато такой шаг поможет спасти киевскую инфраструктуру, которая иногда не выдерживает появления очередного многоэтажного монстра.
Учебные заведения также переживут ряд изменений. Старые школы, конечно, нас уже не интересуют. Но скорость расширения Киева обязательно приведет к строительству новых учебных заведений вместо ТРЦ (мы оптимисты), и потому новые нормы помогут тратить бюджетные средства на толковые проекты.
Спортзалы будут проектироваться так, чтобы на одного ученика приходился 1 м.кв. В училищах ситуация немного лучше - 1,1 м.кв. Такая же планка обозначена в ВУЗах.
Еще один злободневный вопрос решен неоднозначно. Площадь библиотек на одного ученика колеблется от 0,3 м.кв. (школа) до 1,2 м.кв. (ВУЗ технического профиля) или 2,3 м.кв. (ВУЗ направления культуры).
Площади спортзалов и библиотек рассчитаны не на уровне пентхаусов, но вполне терпимо. То же самое можно сказать про сами классы: к примеру, ученики начальной школы будут находиться в помещениях не менее 60 кв.м.
Увы, в списке норм остается проект мусоропроводов. Этот нюанс может не понравиться многим киевлянам, так как подобные установки несут угрозу антисанитарии.
С дорогами все обстоит относительно неплохо, а шанс для оптимистических высказываний получают даже велосипедисты. Им, к примеру, обещают велодорожки на магистральных дорогах и велосипедные полосы на магистральных улицах городского/районного значения.
Автолюбителям такой поворот не понравится: скорость движения по улице в жилой застройке составляет 40 км/ч. Кажется, мечта водителей об автобанах, позволяющих въезжать во двор на скорости 120 км/ч, окончательно отменяется.
Также Минрегион представил соотношение скорости движения с минимальным расстоянием видимости автомобиля на встречной полосе и минимальным радиусом вертикальных кривых.
Что это все значит? Как мы уже писали выше, центр Киева эти нормы уже не спасут. Он окончательно забит зданиями, не вписывающимися как в архитектурный стиль исторического центра, так и в инфраструктурные характеристики. Однако подобные ограничения могут остановить действия застройщиков в менее застроенных районах (Виноградарь или Голосеевский район) и в пригороде (Гатное, Ирпень, Буча).
Кому это не понравится? Частным компаниям этот подход бьет по карману. Если раньше любой земельный участок можно было накрыть огромной жилой "свечкой" и разместить там мелкие квартиры, то теперь этот бизнес-план может не сработать из-за требований к помещениям и площади на одного жильца. Скорее всего, нас ждет новый виток манипуляций отдельных строительных компаний, но, как минимум, по стандартам соорудить еще одну "микитаську" уже не получится.
Скорее всего, дорожные нормы не понравятся 99,9% киевских водителей. В нашем городе до сих пор не утихают гневные вопли об ужасах пешеходной зоны возле Почтовой площади и на Андреевском спуске. Любое скоростное ограничение вызовет такой же негатив, только в другом направлении.
Кому это понравится? Простым киевлянам, конечно же. Если на секунду абстрагироваться и представить, что такие стандарты не претерпели изменений и прижились, то простых обитателей можно будет лишь поздравить: их ждет достойное жилье, неплохие школы и инфраструктура. Теперь осталась сущая мелочь - всего лишь проконтролировать, чтобы выдвинутые условия Минрегиона не нарушали застройщики. К примеру, пресекать специальную олимпиаду по скоростному строительству незаконного здания, которое потом сдается в эксплуатацию под предлогом "ну не сносить же".
Читайте также: Это не стыдно: как покупать продукты в свою тару, - ЭКСПЕРИМЕНТ