В 2014-2015 Украина вместе с войной получила террористическую угрозу в городах, где не проводятся боевые действия. Целью террористов становятся волонтерские центры, управления милиции, мосты. При этом в прифронтовых населенных пунктах происходит “военный терроризм”, когда боевики обстреливают из артиллерии населенные пункты.
В Одессе за последний год совершено несколько десятков терактов. Как правило, террористы совершают взрывы в волонтерских центрах и офисах местных активистов. Несколько раз взрывчатка была заложена под ж/д пути. Как правило, все обходится материальными убытками.
Например, 3 августа неизвестные закинули взрывное устройство во двор офиса “Самообороны”. К счастью, никто не пострадал. От удара взрывной волны в офисе Самообороны и ближайших домах вылетели стекла.
В Запорожской области интерес террористов представляют в первую очередь объекты инфраструктуры, поскольку тут сосредоточены некоторые железнодорожные узлы, позволяющие перебрасывать грузы в направлении фронта. Так, в марте 2014 года был разрушен мост в Ореховском районе Запорожской области. Спустя некоторое время террористов поймали. Но уже в январе 2015 был взорван еще один железнодорожный мост (в Розовском районе Запорожской области). В результате теракта с рельсов сошел грузовой состав, а крупный промышленный центр, Мариуполь, на долгое время остался без железнодорожного сообщения. Кроме того, в марте 2015 трое мужчин заложили взрывное устройство под здание ОГА. В результате взрыва разбилось несколько окон.
В Харькове время от времени происходят теракты, а силовики постоянно отчитываются о предотвращенных атаках и перекрытых каналах оружия. Так, 22 февраля 2015 года во время митинга проукраинских активистов террористы привели в действие противопехотную мину. В результате теракта погибло 4 человека. На данный момент террористов судят.
Две недели назад в Харькове задержали еще одного сторонника “Русского мира”, который пытался взорвать машину волонтеров с помощью гранаты и примотанных к ней шурупов.
В Днепропетровске диверсионных атак не было. Правда, в июне 2014 СБУ задержала группу из 16 террористов, которые, как показало следствие, готовили атаки на ОГА и главный офис ПриватБанка. При этом в Кривом Роге подобных преступлений не было вовсе.
В Николаеве полторы недели назад в ночь с 21 на 22 августа террористы пытались взорвать центр волонтеров.
Пакет со взрывчатым веществом подложили снаружи. Никто не пострадал. Взрывной волной выбило стекла в здании и повредило офисную технику. Позже милиция задержала подозреваемого, им оказался 46-летний николаевец. При обыске у него дома обнаружили целый арсенал оружия и взрывчатки.
Террористическая реальность Украины: хроника последних терактов (фото) - фото 2
Через несколько дней после того, как в Мукачево произошла перестрелка , 14 июля 2015, во Львове прогремело два взрыва. Первый взрыв произошел в 09:15 на вул. Плуговая, 8а около участкового пункта милиции. Неизвестные установили так называемую "растяжку”, которую зацепил милиционер. Его доставили в больницу с множественными осколочными ранениями головы и тела. Через 20 минут после этого в городе прогремел второй взрыв. На этот раз - у участкового пункта милиции в Шевченковском районе Львова, который расположен по улице Юрия Липы, 45. В результате взрыва пострадал 31-летний участковый инспектор Шевченковского райотдела милиции. Женщина до сих пор проходит лечение в Израиле. Правоохранители квалифицировали два эти взрыва как теракт. По состоянию на 30 августа виновных не нашли.
В Киеве СБУ отчитывается о большом количестве терактов, которые удается предотвратить. Например, накануне Дня Независимости силовики заявили о тайнике оружия, обнаруженном возле погранчасти. При этом за последний год происходили взрывы возле “Сберкабнка России”. За несколько месяцев неизвестные взорвали 3 отделения российского банка.
Террористическая реальность Украины: хроника последних терактов (фото) - фото 3
Однако большинство угроз взрыва в Киеве оказываются ничем иным, как телефонным хулиганством.
Прифронтовой Мариуполь нередко подвергается террористическим атакам со стороны пророссийских боевиков. Причем речь идет как о диверсиях, так и об артобстрелах пригорода.
Зимой, 23 декабря 2015 был взорван Ж/Д мост в Мариуполе. Еще один мост, расположенный возле комбината “Азовсталь”, пытались взорвать в этот же день, но безуспешно. Тогда погиб охранник предприятия.
Спустя месяц произошел артобстрел мирных кварталов Мариуполя. Так 24 января боевики обстреляли микрорайон Восточный. В результате 30 человек погибло, более 100 получили ранения. Последний теракт в Мариуполе был совершен в ночь с 16 на 17 августа. Был обстрелян мирный поселок Сартана -3 человека погибли, 7 получили ранения. СБУ задержала наводчиков (местных жителей), что делает убедительной версию о спланированной террористической атаке.
Террористическая реальность Украины: хроника последних терактов (фото) - фото 4
Для оккупированных районов Донецкой и Луганской области теракты уже превратились в обыденность. Населенные пункты постоянно обстреливаются из артиллерии. Украинские власти отмечают, что стрельба ведется со стороны боевиков, которые пытаются дискредитировать украинские войска.
Например, в Луганске 27 августа около 15:30 террористы артиллерийским огнем накрыли с. Орехово Попаснянского района, в результате чего на ул. Центральной произошло возгорание летней кухни. В нескольких домах были разбиты стекла. Осколками стекла было посечено пенсионера. Пострадавший доставлен в больницу.
Обстрелы прифронтовых городов и сел боевики даже не пытаются отрицать, ссылаясь на необходимость вести огонь по украинским силовикам. Они уже не скрывают и того, что стреляют по занятым ими же городам прямо из жилых кварталов. Жительница оккупированного Донецка Наталья Ивановна (имя изменено) рассказала, что однажды решилась позвонить в так называемое «министерство обороны» непризнанной республики и спросить, зачем же ополченцы стреляют по Горловке из ее двора, на что получила ответ: «Так надо, бабка».
Такова ситуация в Украине на сегодняшний день. И пока позитивных изменений не намечается. Конфликт на востоке не стихает, а это значит, что новые теракты по-прежнему возможны в любой точке на карте страны.
Михаил Криволапов