В свете бесконечных разговоров о децентрализации и грядущей админреформе (как минимум, на уровне слияния громад), самое время вспомнить о том, на что украинские власти никак не решатся уже третий десяток лет. Речь о перекройке границ и изменении числа областей в стране.
О том, что на карте страны наблюдается, мягко говоря, диспропорция, и низы, и верхи говорят уже давно, предлагая то укрупнить области, сократив их число раза в два, а то и в три, то вообще отказаться от такой административной единицы, заменив их уездами. Судите сами: как можно сравнить по количеству населения и занимаемой площади ту же Черновицкую область с Днепропетровской или Донецкой?
А еще давайте подумаем: если бы в свое время в результате укрупнения Закарпатская область влилась в состав более крупного объединения, сохранился ли бы в ней заповедник коррупции, сформировавшийся благодаря объединенным эсдекам? Или если бы лет 10-15 назад Донецкую область разделили (согласно географическому, экономическому и этническому критериям) на три админединицы – шахтерский пояс, Приазовье и Святогорье с прилегающими курортными и аграрными районами – была бы столь массовой поддержка ДНРии на Донетчине и вообще, смогли бы Янукович и обрезанные донецкие осуществить свой крестовый поход на Киев?
Между тем, в Украине есть немало населенных пунктов, которые могли бы в силу исторических традиций, экономических позиций или промышленного потенциала претендовать на роль областного центра. При условии внутренней перепланировки карты страны. И речь вовсе не об оккупированных территориях, «шефство» над которыми продолжают навязывать Киеву.
Условно населенные пункты из нашего ТОПа можно разделить на три группы. Первая – это города, которые «поцаревали» раньше, их жители помнят былое величие и временами мечтают о его возрождении. Ко второй относятся те, что были в роли частично областных (именно такой статус, кстати, уже более года имеет прифронтовой Мариуполь, в котором базируется масса областных структур). И наконец, группа номер 3 – это те города, в которых повышение административного статуса расценивается как восстановление исторической справедливости и признание истинной роли того или иного града в экономике и истории страны. Естественно, есть и те, которые при желании можно отнести к двум категориям сразу.
Безусловно, автор не претендует на точность расположения мест в рейтинге. Все это достаточно субъективно. Впрочем, судите сами:
ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ: ЦЕНТРЫ ОБЛАСТНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ
После Октября 1917-го карта Украины перекраивалась неоднократно. Речь сейчас не о территориальных приобретениях и потерях республики, а об изменении статусов городов и весей. В свое время даже мариупольский поселок Сартана успел побывать в роли райцентра. А что уж говорить о более серьезных населенных пунктах. К слову, в 1922 году в советской Украине было 12 губерний, год спустя их число сократилось до девяти, а в 1925-м на смену губерниям пришли округа. Области появились в 30-х и число их время от времени менялось, в основном, в сторону увеличения. Менялись и их центры.
На 10-м месте нашего ТОПа – Измаил. Центром Измаильской области он был с 1940 по 1954 год.
Ныне население города постепенно уменьшается, перспективы порта, как и других украинских портов на Дунае, сложно назвать радужными, но назвать этот населенный пункт депрессивным язык не повернется. Для полноты картины стоит добавить, что Измаильская область с 7 августа по 7 декабря 1940 года называлась Аккерманской, а центр ее находился в нынешнем Белгород-Днестровском (тогда – Аккерман).
9 место – Дрогобыч. Этот старинный город был центром Дрогобычской области с 1939 по 1959 годы, с перерывом на оккупацию, естественно. О былом статусе здесь помнят и, естественно, в случае чего не прочь повторить этот виток истории.
8 место – Каменец-Подольский. По числу туристов этот город и сегодня даст фору более чем двум десяткам нынешних областных центров. Конечно, для «посвящения» в областные центры этого недостаточно. Но есть и другие факты.
В УССР Каменец-Подольская область существовала с 1937-го по 1954-й. Правда, сам Каменец-Подольский был ее административным центром только до 1941 года, а после освобождения края статус областного получил Проскуров (ныне – Хмельницкий). Но в истории Каменца были иерархические достижения и повыше. С марта 1919 года по ноябрь 1920 года город был столицей Украинской Народной Республики. Более того, с конца 18 века до революции Каменец-Подольский был центром Подольской губернии. С таким послужным списком оставаться в роли райцентра?
7 место – Бахмут (он же – пока что Артемовск). Бахмут-Артемовск не только на несколько веков старше Юзовки-Донецка.
Этот город не только дореволюционный уездный центр – с 1920 года и до расформирования Донецкой губернии в 1925 году, город был ее административным центром! Теперь представьте, как восприняли здесь недоразумение в виде Юзовки в роли областного центра и что здесь (в глубине души) думают о донецких. Артемовск, подобно Мариуполю, все эти годы считал себя если не первым в области, то уж точно и не вторым. Только если в Мариуполе главным был аргумент экономический, то у Бахмута – исторический.
6 место – Кременчуг. С 1920 по 1922 год был центром Кременчугской губернии. Это раз. Сегодня входит в десятку самых крупных по численности населения городов Украины. Это два.
В числе расположенных здесь предприятий – Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, Крюковский вагоностроительный, КРАЗ и ряд других предприятий. Это три. И наконец, в Кременчуге вам быстро объяснят, что этот город ничем не хуже Полтавы. Это четыре. А при желании, можно найти и пять, и шесть, и семь…
СТОИТ ПРИКОСНУТЬСЯ, ТОЛЬКО ПРИКОСНУТЬСЯ – И ТЫ УЖЕ ДРУГОЙ
5 место – Чортков. Этот райцентр – образ собирательный. На примере Чорткова можно убедиться, что даже непродолжительное пребывание областных учреждений в необластном центре благотворно влияет на последний.
После освобождения этих краев Тернополь был настолько разрушен, что ряд учреждений Тернопольской области разместили в этом райцентре. Дислоцировались они здесь с 1944 по 1946-й, после чего убыли в истинный областной центр. Однако, именно благодаря этому двухлетию в Чорткове появились педагогическое и медицинское училище, а также ряд других заведений, наличие которых и сегодня не дает городку впасть в депрессию
А ЧЕМ МЫ ХУЖЕ?!
4 место – Умань. Для непосвященных сообщаем: Умань и Черкассы это две большие разницы. Дошло до того, что областной центр в Умани иронически именуют «селом с троллейбусом». Подтекст иронии очевиден: а чем мы хуже Черкасс?!
Кстати, Черкасская область самая юная в Украине по времени своего появления. А города Умань и Черкассы являются своего рода центрами двух ее частей – правобережной и левобережной. Конечно, административные амбиции уманчан известны меньше, чем гайдамаччина, хасиды и парк «Софиевка» (именно с этими тремя понятиями больше всего ассоциируется город), но в случае реформ о своих желаниях в бывшем уездном, а ныне районном центре помнят.
3 место – Коростень. Это город не был ни областным, ни губернским центром. Он просто был альтернативой Киеву, как центру всей Руси. Об этом вам с удовольствием расскажут краеведы и авторы книг и статей, аргументирующих, что Коростень был не просто центром древлянского союза племен (который ни в чем не уступал, а само собой, превосходил полян, заложивших Киев), а вообще самый древний, центральный и важный город Древней Руси, родина былинных богатырей и истинных князей.
Улыбаться при этом не рекомендуем – в райцентре на Житомирщине эту версию собственной истории считают едва ли не единственной правильной. И даже установили в год 1300-летия города 10-метровый памятник древлянскому князю Малу, «невинно убиенному» киевской княгиней Ольгой.
2 место – Кривой Рог. Этот тоже из разряда не первых, но и не вторых. И не где-нибудь, а на Днепропетровщине. Крупный научный и промышленный центр (чего стоят только «Криворожсталь» и ГОКи?!), с хорошей транспортной развязкой и даже подземным метро-трамваем является восьмым по численности населения городом Украины. Добавьте сюда также политическую составляющую в виде вотчины оппоблоковцев Вилкулов, борющихся за сферы интересов с экс-губернатором Днепропетровщины Коломойским, и получаем потенциальное гнездо «сепаратизма» местечкового значения.
Ну, а на 1 месте нашего рейтинга, конечно же, Мариуполь. За последний год прифронтовой город стал символом борьбы, известным всей стране, благодаря чему его даже перестали путать с Мелитополем. О том, что «Мариуполь – не Донбасс», теперь известно даже в Киеве. Добавьте сюда временное исполнение обязанностей областного центра в прошлом году и нахождение здесь силового блока по нынешний день.
Но война только обострила проблему, дала дополнительный повод вспомнить о стремлении к «повышению звания» приморского города. А причины-то для этого существуют давно. Это и географическое отличие Приазовья от Донбасса, и иной этнический состав населения, и та самая вездесущая экономика. В мирное время, еще до «донецкой оккупации», ходила такая присказка: «Если говорят, что Донбасс кормит Украину, то вы ж договаривайте, кто кормит этот Донбасс. А Донбасс кормят мариупольцы». Сейчас, когда на оккупированной территории промышленность постепенно уходит в глубокое пике, эта сентенция (во второй ее части) очень актуальна. Но для того, чтобы сказка стала былью, одного желания жителей Приазовья мало – нужно еще, чтобы в Киеве не боялись перекраивать карту страны. Потому что, если этого не сделают в нашей столице, то за «ножницы» снова возьмутся закройщики из-за рубежа — специалисты отрезать, а не пришивать. Причем исключительно в свою пользу.
Всеволод АРХИПОВ