«Мукачевский синдром»

Ровно неделю назад, 11 июля в украинском городе Мукачево произошло вооруженное столкновение между “контрабандными элитами” и местным подразделением Правого сектора. Данная ситуация вызвала серьезный резонанс и недоумение - бой с применением тяжелого оружия произошел в 30 км от границы с ЕС и в тысяче км от зоны АТО. По всем данным, причиной конфликта стали местные потоки контрабанды.

После того, как в ситуацию вмешалось военно-политическое руководство страны, ПС объявил о мобилизации и даже готовности использовать свои батальоны в столице; в некоторых городах Украины начались митинги (в т.ч. и на Банковой). Также в Киеве появились блокпосты ПС на выезде из города - в сначала в западном направлении, а потом и в восточном. Кроме прочего, Дмитрий Ярош объявил о “народном Вече” на Майдане.

 Коротко данную ситуацию можно охарактеризовать поговоркой “нашла коса на камень”: неспособная победить разгул контрабанды власть в очередной раз столкнулась с вооруженным и неспособным на мирное решение вопросов Правым сектором. К сожалению, история в Мукачево не первая и не последняя. Конфликт между “самооборонами”, “правыми секторами”, прочими добровольцами и государственными староформатными структурами – неизбежен. Первые не знают границ и пренебрегают законом, а вторые привыкли “жить по-старому”. Но исход этих конфликтов всегда имеет последствия.

 Во Львове, как и в Киеве, Правый сектор пытался поставить блок-посты во время разгара конфликта в Мукачево. Однако местные власти критично отнеслись к подобной инициативе и потребовали демонтировать сооружения. Кроме этого случая, с начала проведения АТО во Львове и области конфликтов между добровольцами и властью не было.

Не было подобных конфликтов и в прифронтовом Мариуполе. Скорее, наоборот, были факты, когда власть не конфликтовала, а опиралась на бойцов добровольческих батальонов для решения своих местных споров. Как, например, при смене руководства в коммунальном предприятии "Мариупольтеплосеть".

 В Одессе в марте 2015 активисты Правого сектора попытались физически закрыть казино, расположенное в самом центре города - на Дерибасовской.  Охрана заведения вызвала подкрепление в качестве сотни спортсменов, которые вступили в драку с активистами. По словам очевидцев, милиция бездействовала, что привело к ранению 7 человек. После вмешательства прокуратуры заведение было закрыто, но из МВД никого не уволили.

 В Харькове местный Правый сектор заявляет о полном недоверии к местной власти, в особенности к МВД.

 "Предательство со стороны МВД произошло после событий на Рымарской 15 марта 2014 года, когда сотрудники милиции передали данные активистов разных организаций на все информационные ресурсы, которые выступали за уничтожение Украины как государства. После этого Правый Сектор Харькова больше не доверяет правоохранителям", - рассказал лидер харьковского ПС Андрей Санин.

 Он также добавил, что к депутатам города и области у активистов такое же отношение, как и к сотрудникам МВД, в связи с их принадлежностью к Партии регионов.

 Так или иначе, но существуют и позитивные примеры сотрудничества активистов и силовиков. В Запорожье 15 июня “Самооборона”, вместе с милицией буквально за несколько часов поймала подозреваемого в убийстве 8-летней девочки Насти Бобковой. Пьяный мужчина находился в своем автомобиле в одном из спальных районов города, “Самооборона” его задержала и передала милиции. Следствие по этому делу продолжается, но подозреваемый уже признался в содеянном. Характерно, что тело ребенка также нашла “Самооборона”.

 Говоря о Правом секторе в Запорожье, то  его активисты многократно предпринимали попытки снести памятник Ленину, который является крупнейшим в Украине. Подобные акции нередко сопровождались столкновением с милицией.

 А в Кривом Роге, как бы это не парадоксально звучало, конфликта между  правоохранителями и  представителями “Самообороны” или “Правого сектора” не было.  Общественные организации и силовики плотно сотрудничают. Например, представители 14 Запасного батальона ДУК Правый сектор несколько раз выявляли наркоторговцев и передавали их сотрудникам милиции.

 В Николаеве также существует сотрудничество между общественнками и властью. Еще в октябре 2014 года исполком николаевского городского совета принял решение о регистрации двух городских общественных формирований по охране общественного порядка - “Кордон” и “Бастион”. На сегодняшний день, "Кордон" активно сотрудничает с городской и областной властью. Одно из его заданий - охрана стратегически важных объектов города.

Вместо эпилога 

Для Украины конфликт общества и власти - естественное явление. Здесь власть и начальников не любят. Ситуация обострилась после Революции и с началом войны, когда неповоротливая государственная машина начала путаться в собственных процедурах и коррупции. При этом активисты в борьбе с “преступной системой” зачастую игнорируют закон, руководствуясь ежеминутной целесообразностью. Так или иначе открытые уличные конфликты, к которым уже привыкли украинцы, существенно портят как международный имидж, так и положение дел внутри страны.

Михаил Криволапов