Отпуск был в разгаре. Южное солнце, пляж и наполненные политикой разговоры изрядно утомили. Сердце жаждало уединения, а разум требовал новых впечатлений и положительных эмоций. Через час двадцать пути от города я получила все сполна, в том числе, порадовав свои рецепторы порцией славного местного вина.
… Дорога ушла в сторону, а мы свернули на шоссе – ровное и бесшумное. Ухоженные обочины, светящиеся сити-лайты, аккуратные сельские домики за заборами – живописная картинка обычного европейского пригорода. Машина остановилась перед великолепным входным порталом, открывающим путь на территорию современного винодельческого предприятия. Да, именно так, монотонность отдыха на море я решила разбавить - чем бы вы думали? - этнотуризмом. Благо, виноделы этой местности знают в этом толк.
От старинного хересного подвала, где за стеклом, не допускающем зевак, которые могут ненароком нарушить покой нежной дрожжевой пленки, выдерживается великолепный херес (забегая вперед, отмечу: особенно мне понравилось, что он - сухой), неспешно пройдите через альпийскую горку, в водоеме которой плавают экзотические рыбки, сверните налево, оставляя в стороне – «на десерт» – центральное футуристическое сооружение – фонтан Диониса, позволив его брызгам, музыке и свету стать завершающим аккордом путешествия.
А мы пока отправляемся к ухоженному винограднику Рислинга, Шардонне, Каберне Совиньона, Мускат Оттонель – своеобразной уменьшенной копии виноградников производителя. Всего в компании более 3,5 миллионов лоз, около 1200 га виноградников. Миниатюрная же их «демо-версия» раскрывает гостям секреты и красоту культивирования благородной лозы. А сам мини-виноградник, расположенный у входа в залы музея, – словно преамбула к увлекательной истории местности…
Музеев вина в мире нынче много. Каждая винодельня – крупная или семейная – имеет как минимум комнаты с соответствующими экспонатами. Сегодня это тренд. Если хочешь развивать энотуризм, будь любезен, предоставь гостям не только бочку вина, но и капельку истории. Поэтому древние глиняные амфоры или их осколки, виноградные прессы, плуги и корзины – обязательные атрибуты любой уважающей себя винодельни, расположенной в любой точке мира.
Но этот музей – уникален. Лишь дважды я встречала подобный принцип построения экспозиции - в австрийском Loisium и на винодельне Torres в Испании. Это лабиринт, каждый из залов которого раскрывает этапы становления виноделия в регионе. И везде - своя атмосфера: артефакты, свет, звуки, музыка, инсталляции столь продуманы, что ты словно прикасаешься к эпохе.
Зал античной тиры сменяется периодом турецкого господства. После настает черед швейцарских поселенцев, которые в 1822 году проделали путь длиной 2500 км, чтобы осесть в здешней прибрежной зоне. Шаг за шагом – их переезд, их быт, их пожитки – все представлено здесь. Именно швейцарцам эти земли обязаны расцветом виноделия. Вторую мировую и советский период из жизни села, как и слова из песни, не выкинешь - и эти этапы оригинально презентованы в залах музея. Лабиринт заканчивается, а экскурсия – продолжается…