В Киеве восстановят Стену памяти на Байковом кладбище: как она создавалась и почему ее залили бетоном, - ФОТО

В Киеве восстановят Стену памяти на Байковом кладбище: как она создавалась и почему ее залили бетоном. Фото: Радио Свобода

Фонд сохранения культурного наследия АРВМ объявил о том, что 11 августа на Байковой горе начнутся работы по восстановлению Стены памяти. Журналисты 44.ua решили рассказать, почему этот объект нуждается в восстановлении, как его создавали и что не понравилось советской власти в этом произведении искусства.

Строительство Парка памяти в Киеве

Мы уже ранее рассказывали об истории и особенностях Киевского крематория, который расположен на Байковом кладбище. Открыт он был в 1975 году. Однако, изначально планировалось, что это будет целый Парк памяти авторства архитекторов и художников Авраама Милецкого, Ады Рыбальчук и Владимира Мельниченко.

Известно, что после войны никто не хотел браться за такой проект, как крематорий. Эти сооружения вызывали у людей ассоциации с преступлениями нацистов, поэтому создавать нечто подобное под своим именем желающих не было. Но в конце концов, упомянутые авторы, уже работавшие вместе, на проектирование Парка памяти решились. Вдохновлялись они народными похоронными обрядами, изучать которые специально ездили в Карпаты.

По проектам, помимо крематория и залов прощания, называемых «Храмом неба», в комплекс входила Стена памяти протяженностью 213 метров. На ней планировалось изобразить барельефы «Прометей», «Икар», «Человек и огонь», «Космонавты», «Дождь», «Защита Родины», «Любовь», «Искусство», и другие. По задумке авторов, они должны были помогать людям, приходящим на кладбище, переносить утрату. Проект в 1968 году утвердили.

Строительство Стены памяти и проблемы с ней

Стена памяти должна была стать художественным проектом на основе технического — подпорной стены, с помощью которой укрепили грунт вокруг Парка памяти. Авторы уже всерьез работали, и свою поддержку им высказал Владимир Гусев, глава горисполкома (мэр Киева), который имел в городе значительное влияние и сказал художникам обращаться к нему в случае проблем.

Стена памяти

Однако, проблемы с проектом исходили от еще более влиятельных на тот момент людей, поэтому мэр с ними помочь не мог при всем желании. Сначала, в московской «Строительной газете» вышла статья кандидата архитектуры Костина, в которой критиковался проект.

Стена памяти

Когда авторы увидели, что рабочих на месте уже нет, стало понятно, что дело серьезное. Гусев же сказал, что поддержки от Печерска (управляющих органов УССР) ждать не стоит. А Стена, вероятно, не понравилась кому-то в Москве, куда Рыбальчук с Милецким и поехали, чтобы сыскать поддержку у архитекторов и в строительных комитетах Союза. Они собрали немало документов, и даже смогли возобновить работу, но ненадолго.

Стена памяти

По документам КГБ, советские специалисты нашли в проекте Западный абстрактный манер искусства, а также культ смерти, который противоречил социалистической морали и этике. Отмечалось, что стена вызывает у людей ощущение пессимизма и безысходности, отсутствия смысла жизни. В то время как должна была показывать достижения человечества и Союза, причем не в таком переплетении человеческих тел, как на задуманных барельефах.

«Еврейский след» и копия Стены плача

Уже сейчас существует неподтвержденная версия, согласно которой, официальные версии стали только поводом для закрытия проекта. На самом же деле, Стена памяти на Байковой горе не понравилась Владимиру Щербицкому, главе УССР. А причиной тому стала «еврейская внешность» персонажей, изображенных на барельефах.

Стена памяти

Согласно такой версии, тогда велась антисемитская политика, которой придерживался и секретарь. А мемориал в таком случае имел несколько иной смысл, по усмотрению чиновников. То есть, воздвигнут он был в память о евреях, когда как даже мемориалы в Бабьем Яру говорили о погибших советских гражданах, без конкретизации.

Из архивов КГБ:

По мнению оперативных источников, изображения на барельефе фигур с типичными еврейскими чертами лица, а также то, что один из авторов является евреем по национальности вызывало среди определенной части населения предположения о якобы специальном создании этой группой стены, аналогичной так называемой «стене плача» в Иерусалиме, что символизирует «не только бывшую славу евреев, но и общность их замыслов». Негативно настроенные элементы распространяют также слухи о том, что именно этими обстоятельствами поясняется уничтожение панно.

Как стену залили бетоном

Когда процесс строительства уже подходил к концу, а барельефы оставалось лишь покрасить, накал вокруг проекта только усиливался. В начале 1980-х дошло до того, что его уже решили закрывать. В 1981, чиновники получили анонимное письмо, согласно которому, авторы задумали проект для обогащения и заработали 2 миллиона рублей.

10 декабря Министерство культуры УССР рекомендовало ликвидировать Стену памяти за «несоответствие принципам соцреализма». За проект пытались заступиться многие известные люди, включая Бориса Патона, Николая Амосова и Николая Бажана, но и это не помогло.

Стена памяти

Сначала стену закрыли фанерой, затем — металлической сеткой, а 21 марта 1982 года начали заливать бетоном. Авторов это повергло в шок. Например, по тем же архивам КГБ, существовала версия, что Ада Рыбальчук даже собиралась совершить самосожжение. Правда, указывалось это на уровне слухов.

Когда художники посещали Министерство культуры с попытками восстановить стену, им ответили, что вместо старого проекта лучше изобразить что-то новое, «декоративное»:

Что-то — крестики, нолики, палочки, риски — вы лучше знаете, что делать.

Архитектор Милецкий смирился с происходящим. В 1991 году он уехал в Израиль, и соавторы с ним больше никогда не разговаривали. Отношения у них испортились. По версии Мельниченко, Авраам Милецкий фактически встал на сторону чиновников и начал высказываться против проекта. Сам же архитектор отвечал, что художники Рыбальчук и Мельниченко изобразили в готовом варианте совсем не то, что было в проекте, обманув его. Художники стали это отрицать, говоря, что придерживались эскизов.

Восстановление Стены памяти в Киеве

Уже после развала СССР, Владимир Мельниченко и Ада Рыбальчук не оставляли попыток восстановить стену. Уехавший Милецкий умер в 2004, Ада Рыбальчук — в 2010. А Владимир Мельниченко продолжает пытаться вернуть работу. Даже упомянутый в начале фонд он назвал «АРВМ», по именам Ада Рыбальчук и Владимир Мельниченко.

Попытки художника уже принесли определенный успех. В 2018 году был открыт первый фрагмент барельефа. Часть композиции «Оборона Родины». Организовали это в рамках фестиваля Kyiv Art Week. Фонд АРВМ был зарегистрирован в 2020. Интерес общественности к проекту вернулся, а уже сейчас его решили раскрыть полностью.

Владимир Мельниченко

11 августа решено начать работы. Сначала планируется убрать внешний слой бетона молотком, затем — срезать металлическую сетку, и самое сложное — аккуратно удалить «лишний» бетон, не повредив барельеф. Управлять процессом будет сам художник Мельниченко, а барельеф в последствии планируют покрасить, как и планировалось. По подсчетам, только фрагмент «Оборона Родины» обойдется в 70 тысяч долларов.

Напомним, что также мы подробно рассказывали о Байковом кладбище, на территории которого находится Стена памяти и Киевский крематорий.