В промышленном районе Киева, неподалеку от Рембазы, можно увидеть довольно массивное, и в то же время заброшенное сооружение круглой формы. Это гараж Киевского автобусного парка №7. Журналисты 44.ua решили рассказать, когда и кем он был построен, какую ценность имеет это здание и почему оно превратилось в кладбище автобусов.
Заброшенный шедевр модернизма: Киевский автобусный парк №7 и его необычный гараж, - ФОТО
История автобусного парка берет свое начало в 1960-е годы. Тогда его решили строить, выделив для этого отдельный участок в районе Бориспольской улице. Строительство велось целых восемь лет, и было завершено в 1973 году. В разгар работы, на этом предприятии числилось порядка 1400 человек. Ежедневно там обслуживалось 400 автобусов, выполняющих как городские, так и загородные, и даже международные рейсы.
Автобусы из этого депо использовались для эвакуации людей из Припяти во время Чернобыльской катастрофы. После развала СССР предприятие было существенно урезано. Например, международные рейсы в 1990-е были отменены. А к 2005 году прекратилось и обслуживание городских маршрутов.
Как здание стало призраком
В дальнейшем “Киевпастранс” начал использовать этот парк по сути как кладбище автобусов. Здесь стали хранить более 900 единиц непригодного к эксплуатации пассажирского транспорта. Без надлежащего ухода, территория предприятия начала становиться все более заброшенной, а здания все более ветхими. Парк окончательно закрыли в 2015 году.
Учитывая состояние, парк решили сносить, чтобы использовать его территорию под новую застройку. Однако, против этого выступила общественность. Активисты создали петицию, которая набрала 10,000 голосов от жителей города, чтобы архитектурный объект сохранили.
Уже в 2019 году, с соответствующим обращением выступило несколько депутатов городского совета. Была создана рабочая группа. Заметили этот архитектурный объект даже в CNN, оценив его уникальность. В итоге пока парк не сносят, он остается целым, но по сути является призраком.
Архитектура гаража
Комплекс автобусного парка состоит из нескольких зданий. Административное девятиэтажное здание находится на переднем плане. Также есть несколько ремонтных цехов и автомоек. Но самым главным, и, собственно, самым ценным объектом является гараж, построенный по проекту архитектора В. Зинкевича.
Строительство пришлось на годы, когда очень популярной в Союзе была космическая тематика. В архитектуре применялся модернизм и футуризм, с различными округленными формами и иллюминаторами. Нередко строили здания в стиле НЛО. Яркие примеры — “Летающая тарелка” на Лыбедской, о которой мы уже рассказывали, или знаменитый отель “Салют” в центре Киева. Стал таким объектом и гараж автобусного парка.
Сотрудники предприятия в свое время называли это здание “цирком” и “барабаном”. Это инженерный объект в 160 метров диаметром, с шатровой крышей. Роль опоры выполняет 18-метровая башня, расположенная по центру внутри. От башни к стенам протянуты 84 толстых каната, которые держат железобетонные плиты. Общая площадь гаража — порядка 20 тысяч м². Смотрится это очень масштабно.
Наружная стена была отделана стеклянными трубками, расположенными в проемах между опорами. Через трубки во внутрь проходит дневной свет. Внутри была оборудована вытяжка для выведения выхлопных газов, а также качественная система отопления, позволяющая даже зимой поддерживать температуру воздуха в +20 градусов, несмотря на размеры пространства.
Где находится заброшенный автобусный парк и как до него добраться
Объект расположен по улице Бориспольская, 15, в районе Рембазы, напротив магазина АТБ. Ближайшей станцией метро является “Красный хутор” зеленой линии. Подъехать ближе можно на трамваях 22, 25, 28Д, автобусах 51 и 63, а также на маршрутках 422, 503, 513, 516, 589. При желании посетить объект стоит учитывать, что на территории могут находиться собаки.
Напомним, что ранее мы рассказывали о кладбище подъемных кранов в Киеве.