В XX веке произошло немало аварий и катастроф. В том числе связанных с Киевом. Одной из таких является столкновение двух самолетов Ил-14 над аэропортом в Жулянах. Журналисты 44.ua решили подробнее рассказать об этом событии.
Последний полет: как над Киевом столкнулись два самолета Ил и как это произошло
17 августа 1957 года, самолет Л-2071 модели Ил-14М находился на грузовом рейсе “София — Киев”. Осуществлялась перевозка багажа китайских спортсменов. Самолет уже завершал рейс и в 19:45 вошел в пространство киевского аэропорта в Жулянах. Экипаж самолета сообщил об этом и запросил посадку. Диспетчер зайцев назвал соответствующий коридор. Также экипаж связывался с самолетом Ил-12, вылетающим в Одессу, сообщая им о погоде. Сообщение это стало для Ил-14 последним.
В тот же момент, со взлетной полосы поднимался в воздух другой самолет, модели Ил-14Г, имевший номер Л-1360. Он осуществлял тренировочный полет, сделал круг и вновь приземлился. Однако, борт вновь взлетел на второй круг, только уже без диспетчерской службы.
Борт из Софии при этом начал разворачиваться возле ДПРС (дальнеприводной радиостанции), но неожиданно для себя экипаж увидел перед собой другой самолет, тот самый тренировочный, о полете которого не было известно. Он в это время уже заходил на посадку. Пилоты попытались резко уйти от столкновения, повернув в правую сторону, но самолеты врезались крыльями, из-за чего у тренировочного Ил-14 крыло оторвало, а топливный бак взорвался.
Рейс из Софии же потерял двигатель, который врезался во фюзеляж собственного самолета и отрубил винтом кабину. Самолет взорвался и упал возле жилых домов, устроив на земле пожар. Отрезанная кабина рухнула прямо перед школой, как и двигатель.
Крыло тренировочного самолета упало на сарай, а сам самолет пикировал и взорвался на земле, частично задев многоквартирный дом на улице Совская и частный дом неподалеку.
Столкновение произошло в 20:02 вечера, на низкой высоте в 200-300 метров. Случилось это над Голосеевским проспектом, 32. Обломки разлетелись на 250 метров, уничтожив при этом 4 жилых дома и 2 сарая. Весь экипаж самолетов, состоящий из 9 человек, погиб. Погибло и 6 человек на земле. Общее количество жертв составило 15 человек. А еще 23 на земле пострадали. 11 из них получили тяжелые ранения.
Информация о самолетах и расследование
Ил-14 были в 86-м отряде Украинского транспортного управления гражданского флота. Самолеты были новыми. Оба выпущены в 1957 году, в котором и произошла трагедия. Ил-14М (борт из Софии), был произведен в Ташкенте, а Ил-14Г (тренировочный) — в Москве. Самолеты относились к советской компании “Аэрофлот”.
После катастрофы, над диспетчерами прошел суд. В результате было признано, что трагедия произошла по халатности. В расследовании признали неосмотрительность обоих экипажей, а также преступное отношение дежурного по полетам Светличного и диспетчера Зайцева. Последний должен был контролировать местонахождение тренировочного самолета. Четкий порядок движения налажен не был.
Упомянутого диспетчера и дежурного приговорили к 10 годам лишения свободы. Уже в 2007 году, на Соломенском кладбище, сын одного из пилотов установил мемориальный знак в виде пропеллера на могилах, к 50-летию авиакатастрофы.
Напомним, что ранее 44.ua рассказывали об аварийном приземлении самолета Як-40 на Осокорках в 1976 году, а также о том, как жил Киев в 1950-е годы.