ТОП простых советов, как уберечься от информационной заразы.
Ежедневно в ленте новостей мы видим кричащие заголовки о возможных угрозах, прогнозы о будущем, информацию о страшных убийствах и катастрофах. Мы видим это по ТВ, в соцсетях, слышим по радио. Но большинство информации из этого потока – фейки и манипуляции, направлены влиять на сознание людей. Мы собрали семь самых главных советов о том, как не вестись на информационную манипуляцию.
Шаг 1. Не реагируйте
Чаще всего такая реакция проявляется в соцсетях. Мы увидели манипулятивное сообщение – со ссылкой, просто картинку или пост. И захотели доказать всем, что в материале – неправда: пишем опровержения, прикрепляем ссылки с доказательствами, активно спорим со всеми несогласными. Но именно это и нужно создателям. Активности в виде лайков и комментариев увеличивают просмотры материалов с наибольшим количеством реакций. В таком случае ваш друг в соцсетях увидит пост, но не увидит опровергающий комментарий.
Шаг 2. Не забывайте о предубеждениях
У каждого из нас есть собственные предубеждения и взгляды на разные вещи. В зависимости от точки зрения человек зачастую подсознательно подбирает факты и делает акценты так, чтобы в очередной раз подтвердить свои убеждения. Точно также из всего потока информации человек выбирает то, что соответствует его картине мира, поэтому у него больше шансов упустить манипуляцию в информации. В таких случаях лучше посмотреть на нее как бы со стороны и отнестись критически к привычным для нас вещам.
К слову, по тому же принципу действуют и алгоритмы каналов распространения информации. Нам предлагают рекомендации по интересам, поддерживающие нашу картину мира. Таким образом формируется информационный пузырь без альтернативных взглядов.
Шаг 3. Думайте, зачем вам это показывают
Алгоритмы улавливают наши предпочтения и подбирают для нас похожие предложения. Самый популярный метод – таргетированная, то есть нацеленная, реклама. Это можно заметить в соцсетях – к примеру, вы искали новый телефон, посмотрели варианты в интернете – и вам тут же подкидывают рекламные предложения с телефонами. Та же ситуация и с информацией – кого читаете, того и предлагают. В таком случае нужно нажимать «Почему я это вижу?» и искать объяснения, почему вам это показывают.
Шаг 4. Помните про собственников
Информацию обычно продвигают с какой-либо целью заинтересованные в этом люди. Не стоит забывать, что ее выстраивают так, чтобы человек поверил в сказанное. Тут нужно вспомнить о скептическом восприятии – подумать, кто предлагает эту информацию, с какой целью, а что будет, если предположить противоположный вариант. Лучший вариант защиты – знать, кому какой канал информации принадлежит.
Также стоит избегать анонимных источников. Сейчас это больше касается Telegram-каналов и сайтов-«однодневок». Чаще всего, если в канале появляется политическая информация, то половина ее составляющей – ложь и манипуляция.
Есть сомнения по этому поводу – проверяйте наличие этого источника в качественных медиа. Отличить их можно по соблюдению журналистских стандартов: ссылка на источник, объективность, достоверность, точность, баланс мнений. Проверить, качественное ли медиа, можно в списке Института массовой информации, который мониторит качество журналистики в Украине.
В тему: Самое крупное ограбление в империи: как обнесли Харьковский банк.
Шаг 5. Не реагируйте на кликбейт
«Шок!», «В это невозможно поверить!», «Парень убил свою девушку на глазах у всех!» – так обычно начинаются кликбейтные заголовки, суть которых – заманить читателя. Наша психика эволюционно подстроена под реагирование на «красный», поэтому нам сложно пройти мимо. Обычно в таких сообщениях сплошь манипуляция и выдумки, которые становятся основой для дальнейшего восприятия. То есть если мы будем встречать эту же информацию позже, то манипулятивное сообщение будет для нас истиной в последней инстанции и никакие доводы не помогут нам изменить свое мнение. Лучше проверить эту информацию в достоверных СМИ и в целом поискать разные варианты подачи одного и того же факта.
Шаг 6. Проверяйте информацию минимум в 3 источниках
Выберите 3 качественных медиа, за которыми следите постоянно. Смотрите, как каждое из них подает информации, а потом анализируйте и делайте выводы. Желательно, чтобы медиа отличались подачей, при этом соблюдая стандарты журналистики.
Это же касается и фото. Гуглите первоисточник фото и сравнивайте подачу, подпись, контекст. Возможно, фото обрезали и подали в противоположном контексте.
Шаг 7. Не забывайте проверять доказательства
Еще раз – лучше лишний раз загляните в проверенное медиа, а еще лучше – в первоисточник, если есть такая возможность. Почитайте, какой эксперт дает комментарии и объяснения, с чем или с кем он связан, поищите разные источники данных и сравните. И помните – главное: критический взгляд во всем.