Крупнейшим в Киеве судостроительным производством является “Кузница на Рыбальском”. Этот завод имеет богатую историю, еще со времен XIX века. Сегодня же он переживает не лучшие времена из-за скандалов. Журналисты 44.ua решили рассказать, когда появилось производство, чем оно примечательно, где находится, и в каком состоянии завод сегодня.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась "Кузница на Рыбальском" в Киеве, - ФОТО
Производство появилось еще в далеком 1862 году. Инженер-технолог Федор Донат основал завод, занимающийся механическими и сталеварными изделиями. На начальном этапе, предпринимательство носило название “Донат, Липковский и К”. В 1889 году произошло переименование в “Киевский машиностроительный завод”.
Через несколько лет, в 1894, производство перешло в собственность “Южнороссийского машиностроительного завода”. Тогда здесь практиковалось чугунное литье и изготовление машин для винокурен, сахарных заводов, и не только. Работники, к слову, входили в состав марксистских групп “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”. Как и рабочие многих других заводов Киева, они принимали участие в революции 1905 года.
В 1918 же году, красногвардейцы с “Кузни” приняли участие в Январском восстании против Центральной Рады. А когда в Киеве установилась советская власть, в 1919 году, завод национализировали, как и все остальное. Киевская верфь была признана оборонным предприятием, и было названо как “Первая Киевская советская верфь”.
Заданием верфи было обеспечение кораблями Днепровской флотилии. А все работники были признаны мобилизованными. В 1924 году, предприятие было переименовано в “Ленинскую кузню”. Именно под таким названием оно наиболее известно, поскольку “Ленинской кузницей” верфь официально называли вплоть до 2017 года.
Заниматься судостроительством здесь начали в 1928 году, в рамках индустриализации. Дальнейшая история производства связана еще со многими событиями. В 1930-е здесь производились пароплавы и буксиры. Но с началом войны, цеха перепрофилировали на ремонт оружия, включая пулеметы и артиллерийские системы для советской армии. В 1941, основное оборудование эвакуировали на территорию Татарской АССР.
Немцы же на месте завода открыли автомобильный цех. И в это время здесь действовала подпольная диверсионная группа во главе с Шохиным, работающая против немецкой оккупации. Известно, что рабочий по фамилии Фишенко, после доставки немцами 25 зенитных гармат для ремонта, “отремонтировал” их так, что ни одна в последствии не смогла стрелять, за что немцы расстреляли рабочего. Примерно так действовали и остальные, подменяя детали и устраивая другие посильные диверсии против оккупанта.
К 1950-м, завод был уже обновлен, а коллектив наградили за освоение производства новых видов буксиров. В 1962 году, Кузницу наградили орденом Ленина. Коллектив принимал участие в разных программах, многое было сделано для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. К моменту распада СССР, на Кузне числилось более 6000 работников.
Кузница на Рыбальском в современности и скандалы вокруг нее
После 1991 года, производство продолжало работать. В 1993-94 годах даже вводились новые корветы. Однако, с 1995 по 1998 завод почти остановился. К слову, тогда же было создано акционерное общество. То есть, предприятие стало частным.
Тем не менее, в 1999 выпускается новый сухогруз по заказу нидерландской фирмы. А через год — еще один, по заказу немецкой. Дале корабли производятся ежегодно. Выпускается украинский корвет “Тернополь”, осваивается производство речных бронекатеров “Гюрза”, котлоагрегатов KOAB-68, и не только.
Производство катеров приостанавливалось в 2013 году, но возобновилось в 2014, когда в них появилась реальная потребность из-за начала российско-украинской войны. В сентябре были представлены новые разработки в рамках выставки “Оружие и безопасность-2014”.
Начали производиться и бронемашины. А совместно с Черниговским заводом радиооборудования и Укрспецтехникой, в 2015 году, на Кузне занимались разработкой проекта защиты государственной границы.
В 2015, здесь работало 350 человек, занимающихся судоремонтными работами. Выпускались катера для ВМС и пограничной службы. В 2017 году, на собрании акционеров, было решено переименовать “Ленинскую кузницу” в “Завод “Кузница на Рыбальском”.
Однако, не обошлось без скандалов. Считается, что до 2018 года, опосредованным владельцем завода был Петр Порошенко. На тот момент — действующий президент Украины. В 2018 году, производство по сути было продано. Антимонопольный комитет Украины позволил офшорной компании из Кипра, оформленной на Сергея Тигипко, побрести более 50 процентов акций. Тигипко, по факту, стал бенефициаром.
В 2019 году, по заявлению Андрея Портнова, в Государственном бюро расследований было открыто уголовное дело. Имущество завода было арестовано, и начались разбирательства.
Помимо этого, в суд подало Министерство обороны, за нарушение условий контракта, за что на “Кузницу” наложили крупный штраф. По нескольким сообщениям, производство заказов задерживалось. Учитывая происходящие скандалы, в 2020 году, предприятие остановило строительство катеров. Буквально в прошлом месяце, 28 апреля 2021 года, ДБР провело на заводе обыски. Разбирательства продолжаются.
Где находится “Кузница на Рыбальском” и как до нее добраться
Производственные цеха “Кузницы на Рыбальском” расположены на Рыбальском острове в Киеве. Собственно, название и говорит о расположении завода. Центральное здание находится по адресу улица Электриков, 26. Некоторые цеха расположены ближе к Киевской верфи. То есть — на водных участках острова. Доехать туда можно на автобусах 53 и 88.
Напомним, что о Рыбальском острове мы ранее подробно рассказывали.