Грязный Киев: откуда в городе берется смог и как с этим бороться

Фото обложки условное. Photo by Annie Spratt

Киев буквально на днях попал в список мировых мегаполисов с самым грязным атмосферным воздухом. Увы, но такая ситуация для украинской столицы совсем не нова: киевляне очень часто страдают от запаха гари, а городская власть никак не может улучшить ситуацию с загрязнением воздуха. 

Журналисты 44.ua попытались разобраться, почему в Киеве так часто появляется смог, влияет ли на это ежегодные поджоги сухой травы и как можно улучшить атмосферный воздух в городе.

Что становится причиной смога в Киеве?

По словам председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, в Киеве есть сразу три источника загрязнения воздуха, а именно:

  • автомобильный транспорт
  • горение травяного настила, когда киевляне весной и осенью начинают поджигать траву на больших открытых участках
  • пожары на торфяниках и лесные пожары.

"Мы все помним те масштабные пожары, которые случились в 2020 году. Они серьезно повлияли на качество воздуха не только в Киеве. Это источник, который действительно серьезно вредит атмосферному воздуху. Плюс, погодные условия и то, что Киев находится на неровной поверхности приводит к тому, что выбросы, например, автомобильного транспорта просто зависают над городом. Так в воздухе появляется большая концентрация загрязняющих веществ, а низкая облачность, которая характерна для Киева - "прижимает" все это к земле и появляется смог", - говорит Татьяна. 

В целом же, все ведущие сходятся во мнении, что основным источником загрязнения воздуха в нашем городе является автомобильный транспорт. При чем автотрафик в Киеве с каждым годом все растет и растет.

К примеру, в 2021 году в столице было зарегистрировано 1 миллион автомобилей. Теперь экологи фиксируют превышение формальдегида, диоксида углерода, диоксида азота на перегруженных трассах, бульварах и проспектах - на самых загруженных локациях Киева.

"Кроме выбросов от сжигания топлива, есть еще очень опасные выбросы от истирания автопокрышек. А каждая шина за год использования теряет до 1 килограмма своего веса. Ежедневно 5 тонн шинной пыли оседает вблизи городских трасс", - объясняет эколог Национального экологического совета Украины Александр Чистяков. 

Как на качество воздуха в Киеве влияет промышленность?

Спад производства не влияет на количество загрязнения. Устаревшее оборудование не позволяет снизить выбросы. А когда экономическая ситуация улучшится - выбросов из заводов и фабрик станет еще больше. 

Тимочко озвучила цифры, согласно которым уменьшение выбросов в Киеве если и происходит, то очень несерьезное.

"Например, углекислый газ: в 2019 году было 199 миллионов тонн, в 2018 - 203 миллиона тонн, а в 2012 - 201 миллионов тонн. Эти вредные вещества находятся примерно на одном уровне. Прямой корреляции, уменьшение производства и уменьшение выбросов, нет", - уверена  Тимочко. 

Эксперты утверждают, что в Киеве никто не боится нарушать букву закона и продолжают загрязнять атмосферу, что приводит к негативным последствия для здоровья киевлян. И если в Европе внимательно следят за основными источниками загрязнения и штрафуют их, то в украинской столице к этому относятся снисходительно. 

Так, Александр Чистяков предлагает городской власти оборудовать новые станции мониторинга качества воздуха. Системы должны измерять твердые частицы пыли, диоксид азота и диоксид серы.

"Система, которая мониторит сейчас, была установлена еще в семидесятые годы, она уже морально устарела и отстала от новых технологий. Да, в двух районах есть новые станции, но для Киева - это мизер". Все знают, что завод" Энергия "ночью отключает фильтры и работает на полную мощность, так как нет автофиксациии выбросов."А на мелкодисперсную пыль, которую выбрасывает Дарницкая ТЭЦ, так как работает на угле, даже современных нормативов нету. Поэтому эпидемия, карантин, а люди вблизи окна не могут открыть", - говорит мужчина. 

Как исправить ситуацию?

Эксперты называют сразу несколько возможностей, которые могут использовать и внедрить городские власти для улучшение экологической ситуации в городе. 

"Во-первых", в Киеве нужно не уничтожать зеленые зоны, а создавать новые. Уничтожить практику вырубки деревьев для высотного строительства. Прекратить бездумное кронирование зеленых насаждений, когда коммунальщики срезают все и потом мы ждем пять лет, , пока дерево снова станет "зелеными легкими"- рассказывает Чистяков.

Во-вторых, в Киеве нужно построить новые дорожные развязки, что позволит улучшить транспортную инфраструктуру и избавит город от постоянных пробок. 

"Достроить кольцевую дорогу, чтобы фуры вообще не заезжали в город.Обустроить пылевые барьеры вдоль трасс", - добавляет эксперт.

И в-третьих - отказаться от маршруток и наладить правильное движение общественного транспорта, с предпочтением электротранспорту.

И не забывать про строительство велоинфраструктруы,поскольку сейчас велосипедистам вредно для здоровья ездить "грязными" от выхлопов автотрассам", - подытожил Чистяков.