Наверняка многие читатели знакомы с фильмом по реальным событиям «Чудо на Гудзоне», где самолет приземлился прямо в воду. Но не все уже помнят о том, что подобный случай был и в Киеве, когда борт Як-40 приземлился на болотах в районе Осокорков. Журналисты 44.ua решили вспомнить эту историю. Что это был за самолет, как его удалось посадить, какова его дальнейшая судьба, и насколько удачным было приземление.
Дважды уцелевший: история самолета, аварийно приземлившегося в 1976 году в Киеве, - ФОТО
Советский самолет Як-40, с бортовым номером СССР-87541, 2 июня 1976 года выполнял рейс Каунас — Киев. Это был новый самолет, выпущенный менее чем за год до полета — 30 июля 1975. Принадлежал он Литовскому управлению гражданской авиации «Аэрофлота».
Пассажирский полет проходил нормально, без каких-либо недочетов, и уже должен был заходить на посадку в аэропорту «Киев» (Жуляны). Однако, уже начав приземление, на высоте 700 метров, экипаж получил диспетчерское распоряжение спуститься на 400 метров.
Командир В.С. Штилюс велел бортмеханику Л.С. Синкявичусу перевести двигатели в режим «малый газ», чтобы сбавить обороты. Однако, сразу три двигателя заглохли. По выводам комиссии, бортмеханик ошибся и перевел рычаги управления двигателем в режим наземного малого газа, а не полетного, что привело к их остановке. Также есть версия, что он их вовсе выключил, поставив режим «стоп». В Киеве также ходили слухи, что сделала это одна из стюардесс.
Попытки завести двигатели в полете успехом не увенчались. Для этого необходимо было пикирование, которое на подобных высотах не выполняется. Командир принял решение о вынужденной посадке на воду. До этого, в авиации СССР уже были случаи, когда самолеты успешно садились на воду. Борт взял курс на Днепр. Однако, до Днепра не дотянул, либо перелетел, и начал садиться на болотистой местности Осокорков.
Тогда еще крупного жилмассива не было. Находились там разве что рыбаки, ставшие очевидцами происшествия. Самолет пролетел под ЛЭП и начал садиться в районе улицы Коллекторной без шасси. Однако, полноценным приводнением это назвать нельзя, поскольку болотистая местность чередовалась с твердым грунтом, в результате чего самолет получил повреждения.
Но, к счастью, только самолет. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. На земле в районе посадки тоже. Буквально через 15 минут, на место прибыли правоохранители, затем спасатели. Людей вывозили на надувных лодках. Очевидцы вспоминают, что пассажиры были очень веселыми, в отличие от экипажа, которому было не до смеха.
Расследование комиссии
По факту происшествия началось расследование специальной комиссии. Оказалось, что для бортмеханика это был один из первых полетов после училища. Комиссия пришла к выводу, что это его ошибка. Несмотря на то, что действия экипажа впоследствии предотвратили более опасные последствия, наказали и бортмеханика, и командира. Последний получил строгий выговор, а механик был уволен. Были дополнительные меры или нет — неизвестно.
В выводах также было обозначено, что Литовское управление гражданской авиации ведет подбор персонала некачественно. Были даны соответствующие рекомендации по контролю за проверкой профессиональных навыков состава в освоении новой техники.
Дальнейшая судьба самолета
Как ни странно, поврежденный самолет не был списан или разобран, как это обычно бывает. Напротив, судьба борта довольно интересна. После крушения, самолет СССР-87541 отремонтировали и вновь ввели в эксплуатацию. До 1988 года, он успешно продолжал работать в Каунасской Объединенной авиационной эскадрильи. С 1992 по 2007 год, борт работал в российской авиакомпании «Полет» из Воронежа.
Позднее, самолет вновь вернулся в Украину, в состав авиакомпании «Мотор Сич», получив новый номер — UR-MSX. В 2018 году он вновь попал в аварию. Уже в аэропорту Жуляны, до которого в 1976 не долетел. Находясь на рейсе Киев — Одесса, Як-40 выруливал со стоянки, зацепил генератор и перевернулся. В этот раз тоже никто не пострадал.
Этот самолет стал последним в украинской авиации из сохранившихся Як-40. Остальные были списаны раньше. То есть, борт не только пережил такую необычную и опасную посадку, но и продолжает работать уже через столько лет, пережив все остальные экземпляры своей серии. UR-MSX на данный момент числится на рейсах Киев — Запорожье и продолжает осуществлять полеты.
Напомним, что ранее мы рассказывали об истории аэропорта «Киев», а также о самолете Брежнева под Киевом.