В Киеве начал дорожать проезд на маршрутах, которые принадлежат частным перевозчикам. Объясняется это тем, что из-за коронакризиса сильно снизился пассажиропоток, а цены на дизельное топливо и бензин повысились. Но в коммунальном транспорте города - пока затишье. Журналист 44.ua попытался разобраться, долго ли киевляне будут ездить по старым тарифам и есть ли законные основания для повышения тарифов на проезд.
В Киеве дорожает проезд в частных маршрутках. Что будет с коммунальным транспортом?
Так, с 27 февраля, по 8 гривен за поездку стал тариф в маршрутках №№ 177/178. Транспорт курсирует от улицы Митрополита Андрея Шептицкого до станции метро "Бориспольская". Протяженность этого маршрута составляет чуть больше 15 км, транспортом маршрут обеспечивает частный перевозчик "Авен-Езер. До 27 числа киевляне платили за проезд по 7 гривен.
А в начале февраля стало известно о подорожании в пригородных маршрутках. Повышение произошло на таких маршрутах:
- Ирпень - Оболонь: с 20 грн до 23 грн;
- Ирпень - Киев - с 17 до 20 грн;
- Гостомель - Киев: с 20 грн до 23 грн.
Почему дорожает проезд в общественном транспорте Киева?
По словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, перевозчики вынуждены повышать цены на проезд в первую очередь из-за коронакризиса - количество пассажиров сократилось примерно втрое. В то же время, плановые расходы по перевозке пассажиров у перевозчиков остаются, а так как минимальная зарплата с недавних пор стала большей, требования к перевозчикам могут тоже повысить.
Эксперт называет городской транспорт в Киеве убыточным, поэтому Украине лучше перейти с системы, когда цены устанавливаются по итогам количества перевезенных пассажиров на европейскую систему - когда перевозчики заключают договор с местной администрацией и получают деньги в зависимости от количества выполненных рейсов.
"В договорах обязательно прописывают требования к перевозчикам по оборудованию подвижного состава по определенным стандартам. Только у нас можно заметить, как коммунальный транспорт отличается от частных маршрутов внешне и по качеству В других странах нет такой дифференциации", - говорит Гаврилечко.
Как будет с коммунальным транспортом в Киеве?
Как рассказал депутат Киевсовета Андрей Задерейко, Киевская горадминистрация не занимается регулированием тарифов коммерческих перевозчиков, поэтому повлиять на подорожание тарифов городские власти никак не могут. Что касается коммунального транспорта в Киеве, то в ближайшее время тарифы повышать не будут.
При этом слуга народа отметил, что всех городах мира пассажирские перевозки является убыточными, а в некоторых странах размер дотаций достигает 75%. Он также напомним, что когда в Киеве происходило подорожание проезда с 4 до 8 гривен в коммунальном транспорте, звучали предложения увеличивать дотации на коммунальный транспорт, чтобы не перекладывать экономическую нагрузку на пассажиров.
Также депутат добавил, что в течение пяти лет все коммерческие маршруты в Киеве прошли конкурс и ездят по договорам с городом, предусматривающих ряд инвестиционных обязательств. Согласно договорам, в течение пяти лет весь транспорт должен быть оборудован валидаторами и изменен стандарт "Евро 5".
В киевском метро пока тоже не будут трогать цены на проезд. Как заверили ранее журналистов 44.ua в пресс-службе КГГА, для начала нужно чтобы метрополитеновцы передали данные о пассажиропотоках, расчеты и обоснования изменения тарифа.
Затем нужны еще общественные слушания. Вся эта подготовка займет как минимум два-три месяца.