Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО. Фото: No film School

Монорельс — система городского сообщения, часто называемая «транспортом будущего». Построить его дважды хотели и в Киеве, но столица Украины так и осталась без монорельса. Журналисты 44.ua решили вспомнить эти истории и рассказать, какими были планы, что уже успели сделать, и почему монорельс так и не появился в Киеве.

Монорельс в КПИ им. Сикорского

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

В 1960-70-е годы, на кафедре электропривода и автоматизации промышленных установок Киевского политехнического института, велась разработка монорельса. Считается, что началось все с первомайской демонстрации, когда работники КПИ, совместно с Киевским заводом электротранспорта, разработали и представили экспериментальный вагончик. Мощность у него была очень маленькой, как и размер. Помимо машиниста, мест было для шести пассажиров.

Есть даже мнение, что именно этот факт послужил причиной дальнейшего строительства в Киеве ВДНХ, для демонстрации подобных достижений. Ученым из Киевского политехнического удалось исправить ряд недостатков первой модели, и даже разогнать монорельс до 52 км/ч. В дальнейшем даже строились серьезные планы по вводу такого транспорта в эксплуатацию.

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

В 1966 году появился план, согласно которому, планировалось строить монорельсовую трассу от Гидропарка до моста Патона. Это был бы участок на 1,8 километра с двумя станциями. Планировалось разместить дорогу на высоте от 6 до 11 метров, поставить вагон вместимостью 120 пассажиров, и использовать двигатель, способный разогнать 20-тонный транспорт до 120 км/ч.

В 1970 году уже разрабатывали и следующий участок, уже длиной 3,5 километра, от Гидропарка до Березняков. Проекты даже начали распространяться по всему СССР, и киевской разработкой заинтересовались в Казахстане, так как метрополитена там все еще не было. Однако, уже в 1970-е проект завернули, и он так и остался нереализованным.

В 1967, экспериментальный участок все же был построен на ВДНХ. Причем это была первая в мире трасса монорельса с электроприводом. Интересовалась ее работой и делегация из ФРГ. Однако, потенциал не был реализован, и уже в 1972 году трассу разобрали, а на ее месте построили павильоны ВДНХ. Увидеть тот монорельс можно благодаря художественному фильму «Смеханические приключения Тарапульки и Штепселя».

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

Использовали и экспериментальную трассу на левом берегу Днепра. Но основной проблемой монорельса была сложность обеспечения бесконтактной магнитной подвески, благодаря которой поезд мог бы левитировать над рельсом и разгоняться до 500 км/час. Во многом мешали погодные условия, стоимость проекта и качество двигателей.

Киевский монорельс «Капвей»

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

Если проект КПИ разрабатывался при СССР, то к идее создания монорельса в Киеве возвращались и при современной Украине, в начале 2000-х годов. Речь о «Капвее», который помнят многие киевляне. Дело происходило при мэре города Александре Омельченко, который и хотел построить транспорт будущего в столице. А занимался проектом Александр Капитонов.

В 2004 году был построен экспериментальный участок, на севере города Гостомель, неподалеку от Киева, в Киево-Святошинском районе. Монорельс должен был пройти и дальше. Строительством занималась белорусская компания. Однако, и в этом случае проект остался лишь мечтами, хотя потрачено на него было немало денег.

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

Считается, что во многом как раз поэтому и был свернут проект монорельса. Он дешевле метрополитена, но деньги на него ушли бы баснословные, поэтому строить такой транспорт не было смысла. Еще одна версия связывает остановку строительства с тем, что мэр на следующий срок избран не был, а упомянутый Александр Капитонов оказался замешен в нескольких скандалах, включая недострой в виде Днепровских башен, и даже был объявлен в розыск и в последствии арестован.

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

К слову, «Капвеем» проект назвали именно по фамилии его инициатора. Капитонов — кап, way с английского — путь. Экспериментальный участок долгое время использовался как аттракцион, но часть оборудования украли, и с 2010 года он не движется. В 2013 сайт компании «Капвей» пропал, а в 2015 рельсы демонтировали. Объект находится под охраной. К слову, монорельсом последний проект никогда и не был, поскольку рельсы у него две, но все его так называли.

Киевский монорельс: история транспорта будущего, оставшегося в прошлом, - ФОТО

Больше инициатив строительства подобного транспорта в Киеве не поднималось. Речь чаще заходит о более реалистичных трамваях и продолжении строительства Киевского метрополитена. Напомним, что ранее мы уже рассказывали о строительстве тоннелей под Днепром, которые тоже остались нереализованным проектом.