Подол — одна из исторических местностей Киева, упоминания о которой датируются еще древними временами. Однако, это еще и отчасти современный, и несмотря на туристическую направленность, жилой район Киева. Журналисты 44.ua решили рассказать о том, когда и как строился и заселялся Подол, и какие проблемы преследовали местность.
Один из первых: история строительства и развития Подола в Киеве, - ФОТО
Подол является одним из самых богатых на историю районов Киева. Считается, что Кирилловская стоянка была именно здесь. А значит, первые поселения на Подоле могли появиться за 15, а то и за 25 тысяч лет до современного времени. Еще в каменном веке. Однако, исследованные историками здания на Подоле датируются IX-X веками.
На Подоле была найдена дендродата, свидетельствующая о факте регулярного строительства в районе как минимум с 887 года. Тогда на Подоле строились деревянные срубы. Однако, уже в следующем столетии есть свидетельства о том, что поселившимся на Подоле жителям досаждали потопы, которые по весне заливали местность.
К слову, география Подола в те времена была несколько иной, поскольку уровень Днепра был ниже. А значит и местности было больше, пока вода не поднялась до более высоких отметок. О жизни на Подоле свидетельствует и найденный берестяной лист.
Уже в XVI столетии, на Подоле были сосредоточены мастерские. В центре района была ратуша, а значит Подол был неким политическим и культурным центром всего города. Позднее, дома здесь уже строились двух, а то и трехэтажные, но тоже из дерева. Камень использовался лишь для строительства фундаментов. Возможно, как раз из-за постоянных паводков.
Большой пожар и восстановление Подола
На Подоле сохранялась не только проблема с потопами. Были еще и пожары, которые могли уничтожить немало строений. Служба по тушению тогда развита не была, поэтому жители занимались вопросами безопасности сами. Самый крупный пожар произошел в 1811 году. Тогда Подол выгорел практически полностью.
Почти полностью были уничтожены дома, которых на Подоле насчитывалось 2068, а во всем Киеве — 3672. Это еще одно доказательство того, что Подол был центральной частью, ведь более половины населения проживало именно в этом районе. После пожара, произошедшего 9 июля, в 1811 году Подол решили восстанавливать.
Первый план реконструкции подготовил Андрей Меленский, главный архитектор Киева. Однако, в Петербурге решили отвергнуть его работу, и приняли план архитектора Вильяма Гесте. Гесте был из Петербурга, устройства Подола не знал, а потому начертил прямые улицы, не учитывая городских коммуникаций, которые к тому времени уже были (на Подоле были найдены деревянные трубы первых водопроводов, а к XIX веку уже были полноценные водопроводные системы).
Андрею Меленскому пришлось отстраивать Подол по принятым планам Вильяма Гесте, а потому район сильно изменился. Дело в том, что раньше Подол имел маленькие и извилистые улицы, с соответствующей архитектурой домов. Вероятнее всего, учитывались и ежегодные потопы. В то время как по новому плану использовались задумки с прямыми и широкими улицами на одном уровне.
Старую конфигурацию подольских улиц можно увидеть на улицах Боричев Ток, Притисско-Никольская и Покровская. Их не изменяли по структуре, а потому они имеют оригинальный вид.
Архитектурные памятники на Подоле
На киевском Подоле можно встретить немало архитектурных памятников. Это и знаменитая Киево-Могилянская академия, и Покровская церковь, и Гостиный двор. Уже при Независимой Украине была отстроена заново древняя церковь Богородицы Пирогощи. На Контрактовой площади и вовсе архитектурным памятником является каждое здание.
К сожалению, многих исторических зданий сохранить не удалось. Утраченными памятниками архитектуры, среди прочих, являются Киевский магистрат, Церковь Николая Доброго, Церковь Петра и Павла, и не только.
Постмодернизм на Подоле
Хоть на Подоле в большинстве своем и сохранились здания XIX века, возведенные после отстройки района, возводились и новые. Например, в Подольском районе, уже в конце XX века решили построить постмодернистские здания. Однако, из-за дефицита материалов и их низкого качества, а также из-за нестабильной обстановки конце 1980-х, процесс строительства был не самым простым.
Тем не менее, дома возводились с ограничениями. Была определенная мерка высоты, которую нельзя было превышать. С тех пор районы несколько изменились, а на Подоле и в Подольском районе появились и новые сооружения.
На Подоле, еще при СССР, была проложена и Оболонско-Теремковская линия метро. Станции «Тараса Шевченко», «Контрактовая площадь» и «Почтовая площадь» находятся как раз на исторической местности.
Современный Подол
Если говорить о современном Подоле, как об исторической местности в низине, к которой из верхнего Киева ведет несколько спусков — то по большей части это туристическая местность, на которой собираются прогуливающиеся компании. Там много различных заведений, развлечений и ярмарок. К слову, ярмарки на Контрактовой площади было принято устраивать с давних времен. Как минимум с XVIII века.
Есть на Подоле и жилые дома. Журналисты 44.ua ранее даже рассказывали о 10 причинах, по которым стоит переехать жить на Подол. Однако, большая часть жилых домов строится в Подольском районе, а не на Подоле как на исторической местности. Район значительно больше. Однако, есть и на историческом Подоле новостройки. Самой нашумевшей стал «дом-монстр». Который, к слову, по изначальной задумке имеет стилистику старых домов.
Напомним, что в прошлый раз мы рассказывали о том, как строилась Русановка в Киеве.