Знаменитые всем киевлянам такие улицы как Андреевский спуск и переулок Шевченко, еще около полутора века назад были заполнены различными притонами. А в стенах Национальной филармонии Украины "ночные бабочки" предоставляли услуги солдатам Третьего Рейха. Также над "домами терпимости" вешали знаменитые красные фонари поздно вечером. Журналисты 44.ua подобрали самые интересные факты из жизни столичных куртизанок и борделей, которые действовали на территории современного Киева.
К середине 19 века, когда Украина была в составе Российской империи, развратные женщины Киева были под наблюдением полиции и полицейских врачей. После массового распространения сифилиса, русский царь Николай I создал медико-полицейский комитет. Этим решением он легализовал это явление. Именно поэтому в 1844 гогду были изданы правила для тех, кто удерживает публичные дома. Надо отметить, что они действовали до самой Октябрьской революции. Регистрировали проституток также в полиции. Бывали случаи, когда из-за недостоверной информации молодые незамужние девушки получали так называемый "билет" и заодно - позорную репутацию на всю жизнь.
В конце 19-начале 20 века существовали три типа публичных домов: для состоятельных - с ремонтом, модной мебелью; для чиновников, студентов, кадетов и младших офицеров - среднего класса; для солдат, бродяг и рабочих - бедного класса. Строили бордели не ближе 300 метров от церквей, училищ и школ. Каждую субботу женщины проходили обязательный медицинский осмотр.
В "Правилах владельцев борделей" отмечалось, что "бордели открывать не иначе как с разрешения полиции. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная. В число женщин в борделях не воспринимать моложе 16 лет". Когда девушка приходила работать в "публичный дом" у нее отбирали паспорт и давали специальную карточку.
Количество "клиентов" в одной девушки зависело от уровня заведения. В более дорогих за одну ночь приходило 4-6 мужчин, в более дешевых счет мог идти на десятки. Три четверти заработанных денег забирал владелец дома терпимости. На остальные женщинам выдавали марки, за которые они получали еду, одежду и обувь.
Больше всех в этой древней деятельности ценились девушки образованные - кокотки. Они посещали салоны и театры, а мужчины их часто брали для сопровождения в "высший свет". Например, Николай Мартынов, убийца Лермонтова, отбывавший епитимью в Киеве, смело гулял по паркам с одной из знаменитых киевских кокоток.
По данным "Архива судебной медицины и общественной санитарии", среди всех городов в Российской империи, Киев все же отставал по развитию "публичных домов". Лидерами оставались Москва, Петербург, Одесса, Варшава. Самыми известными локациям, где появились киевские бордели, стали переулок Тараса Шевченко, Михайловский переулок, Андреевский спуск, Михайловская площадь, Филармония и улица Саксаганского.
Переулок Тараса Шевченко (Козиноболотський провулок)
Переулок Тараса Шевченко, который проходит в Старом Киеве, сегодня переполнен банками, крупными офисами, ресторанами и кафе. Однако, в конце 19 века улица в самом центре столицы имела несколько иную репутацию. Даже больше, приличным женщинам не полагалось гулять вечером без сопровождения мужчины.
Именно здесь были расположены два борделя, против которых взбунтовались горожане и их закрыли. Однако ненадолго. В дешевых публичных домах за разовое посещение проститутки брали от 20 до 50 копеек. Большинство работниц публичных домов были или выходцы из неблагополучных семей или крестьянки, приехавшие в город и оставшиеся без работы. Некоторых в сексуальное рабство продавали родственники или работодатели. После второго удара колоколов Лавры женщины, в которых находились "клиенты", открывали шторы и выгоняли их на улицу.
Михайловский переулок в Старом Киеве