Автомобили - неотъемлемая часть жизни современного города. В Киеве их тоже очень много, и любые машины сегодня являются привычным для людей транспортом. Но журналисты 44.ua решили вспомнить, когда в Киеве появились первые автомобили, и как горожане на них реагировали.
Первые автомобили в Киеве: когда появились и как реагировали киевляне, - ФОТО
Первая в мире машина была изобретена Карлом Бенцом в Германии. Впервые она проехала по улицам в январе 1886 года. То есть, еще в XIX столетии. В Киеве же самый первый автомобиль появился на несколько лет позже. За три года до наступления нового века.
Реакция жителей на автомобиль была достаточно бурной. Событие, произошедшее 10 июня 1897 года, попало в заметку газеты "Киевлянин".
Большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившегося по улицам без лошадей. Экипаж приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж
Однако, сегодня нельзя точно сказать, какой марки был первый киевский автомобиль. Скорее всего, что это была одна из первых машин, собранных самостоятельно, поскольку в те времена автомобильный конвейер еще не был налажен так, чтобы поставлять серийные машины. Из купленных машин, это могла быть разве что модель Benz Velo.
Первые техосмотры и регистрация авто в Киеве
В начале XX века, в Киеве автомобилей становится значительно больше одного. Как минимум несколько десятков. А начиная с 1910-х годов, автопарк Киева стремительно расширяется. К 1911 году в столице насчитывалось 78 машин, в 1912 - 166, а еще через год, их было уже 328.
Поскольку количество машин расширялось, появлялись первые серийные авто, а использовались они уже не как выставочная диковинка, а как транспортные средства, которые участвуют в движении и даже могут представлять угрозу, киевские власти вводят что-то вроде техосмотра и регистрации.
Автомобили проверяют на техническую пригодность, и выдают владельцам таблички с номером и годом проверки. Это можно было считать номерными знаками и полноценной регистрацией.
Первые такси, городской автоклуб Киева и школа вождения
В 1913 году, по улицам Киева курсировали не только частные машины, но и кареты скорой помощи, военные автомобили, первые автобусы, а также первые такси. Для них существовали специальные правила, но автомобили в целом перестали быть редкостью, и начали полноценно входить в жизнь города.
Когда владельцев автомобилей начали насчитывать больше, они создали первый киевский автоклуб. Участие в нем было платным. За вступление брали 25 рублей, а дальше - по 50 рублей в год. Очень солидные деньги на то время.
Однако, в автоклубе было важное преимущество. Там могли научить водить машину. Полноценных автошкол в те времена не было, а учитывая сложности управления, навык был весьма полезным.
Марки и цены первых автомобилей в Киеве
Если самые первые машины были скорее чем-то экспериментальным, то среди серийных моделей в XX веке уже можно было увидеть знакомые марки. Правда, цены на них были мало кому доступными.
Так, стоимость автомобиля Ford, наиболее популярного в то время, начиналась от 2175 рублей, что в дореволюционное время было огромной суммой. Примерно такую зарабатывал за целый год чиновник. Audi стоили еще дороже, более чем в 2 раза. От 5600 рублей.
Появление более современных автомобилей в Киеве
К середине XX века, в Киеве появляется большое количество автомобилей, более похожих на современный транспорт. Это уже были не автоматические повозки, а машины с салонами и крышами, с красивой конструкцией и лучшим, чем ранее техническим состоянием.
В 1930-е в Киеве уже были асфальтированные дороги, на которых начали появляться весьма представительные авто. Тенденция продолжилась и в послевоенное время.
Автопром СССР в Киеве
Если в начале развития автотранспорта в Киеве преобладали исключительно иностранные, американские и западные модели, то во второй половине XX столетия в СССР развивается отечественный автопром, который буквально заполоняет города, включая столицу Украины.
В основном это были "Запорожцы". Позднее - появятся "Москвичи" и знакомые многим до сих пор "Жигули", которые в определенный момент стали самым массовым автомобилем. Более представительными были "Волги", а самым роскошным автомобилем Союза считались правительственные "Чайки".
Современный автопарк Киева
Иностранные автомобили были в Киеве и во времена массовой популяризации советского автопрома. Но тогда они скорее считались роскошью. Ближе к современности, на улицах Киева становится куда разнообразнее. В столицу ввозятся машины из Германии, и даже из Японии и США.
Остается и немало автомобильного фонда СССР и их современные, мало изменившиеся российские аналоги. Однако, в Киеве сегодня вполне можно встретить спорткары вроде Audi R8, мускул-кары Chevrolet Camaro и Ford Mustang, представительские Rolls-Royce из Англии, а также более массовые Honda, Toyota, Volkswagen, и многие другие.
Отдельной категорией машин стали "евробляхи", которые несколько обновили киевский автопарк, но не без проблем. Это завезенные из стран Евросоюза машины, которые не были перерегистрированы в Украине.
Напомним, ранее мы уже рассказывали о том, как в Киеве появились первые маршрутки и автобусы.