Децентрализация под руководством Алексея Чернышова может получить вице-премьерский размах

Нынешнего министра регионального развития Алексея Чернышова рассматривают на пост нового вице-премьера по вопросам децентрализации. Новую должность решили ввести в связи с особым вниманием властей к реформе местного самоуправления, об этом все активнее в последнее время говорят эксперты.

На сегодняшний день в Кабмине есть четыре вице-премьера. Трое из них совмещают должности "вице" с министерскими портфелями. В частности, министерства реинтеграции, цифровой трансформации, стратегических отраслей промышленности. Есть еще один вице-премьер без портфеля министра – по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Наличие профильного вице-премьера в правительстве позволяет более эффективно внедрять в жизнь нужные решения по конкретным направлениям и не давать спустить на тормозах актуальные процессы, в т.ч. на законодательном уровне. Между тем, направление децентрализации, признанное зарубежными партнерами Украины одним из наиболее успешных, в последнее время оставалось без таких лоббистских возможностей. И это при том, что до перехода на пост главы правительства Денис Шмыгаль, занимаясь, в том числе децентрализацией, имел статус вице-премьера.

Комментируя возможное назначение Алексея Чернышова вице-премьером, источники в Кабмине и Верховной Раде отмечают, что возглавляемый им Минрегион на сегодня "является центром принятия решений по вопросам реформы местного самоуправления".

При этом глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства – народный депутат партии «Слуга народа» Виталий Безгин, отмечает, что на данный момент важным пунктом в проведении децентрализации, которая касается практически всех сфер функционирования государства и жизни людей, является коммуникация между центральной властью и местным самоуправлением. И второй важный момент - четкая координация действий с другими министерствами. И на данный момент недоработки есть по обоим пунктам.

«Децентрализации критически нужен вице-премьер. Нужна площадка, на которой будут координироваться действия всех министерств. То есть Минрегион создал основу, и теперь надо нанизать на нее остальное. Но для этого у вице-премьера должны быть полномочия влиять на решения других министерств. Иначе – беда. К сожалению, предыдущая властная команда тоже не создала такой площадки. Хотя у нее и был вице-премьер Геннадий Зубко. Однако, его полномочий не хватило на жесткую координацию, необходимую на самом старте реформы», - отметил Виталий Безгин в интервью одному из украинских изданий.

Среди заслуг министерства во главе с Чернышовым эксперты по вопросам местного самоуправления называют укрупнение районов, активное противодействие местным "элитам", не желавшим терять собственные "удельные княжества", а также разработку алгоритма, в том числе кадрового, для РГА. Благодаря Минрегиону, считают они, очередной этап реформы децентрализации удалось завершить в срок и не сорвать дедлайн, установленный президентом. Вместе с тем специалисты отмечают: чтобы реформа не замерла на полпути, ей необходим стимул и постоянное лобби в коридорах власти.

Предполагается, что приоритетной задачей Чернышева, вероятное назначение которого на пост вице-премьера активно обсуждают нардепы и чиновники, станет "выстраивание баланса между центром и регионами". Сделать это надо таким образом, чтобы на местах, получив полномочия и ресурсы, с одной стороны, не забыли о "неудобных" или "невыгодных" направлениях деятельности, которые ранее брало на себя государство. Например, о той же социальной защите населения. С другой стороны, передавая полномочия на места, государство должно иметь инструменты контроля за законностью принимаемых решений. В противном случае существует риск скатиться "в феодальную вольницу", последствия которой на фоне войны на Востоке будут катастрофическими.

Еще одним вызовом для Чернышева в случае назначения вице-премьером станет противодействие информационным атакам, основной задачей которых является дискредитации самой идеи децентрализации и реформы местного самоуправления.