В современном Киеве постепенно отпадает необходимость содержания откровенно устаревших видов транспорта. Судя по последним обновлениям, аналогичная судьба просто обязана ожидать городскую электричку. Редакция 44.ua задумалась, зачем вообще был нужен этот позорный шаг в истории Киева - и, кажется, догадалась.
Современный Киев: почему столице не нужна городская электричка
Плюсы: отсутствие пробок, относительно новые составы.
Минусы: нет сообщения с другими транспортными развязками, частичный уровень занятости.
Транспортные нюансы мы часто разбираем в специальной рубрике "Помогатор", и городская электричка не стала исключением. Впервые она выехала из депо в 2011 году, готова объехать Киев за полтора часа и показать жителям сразу 15 станций в различных точках столицы. Проезд на уровне троллейбуса (8 грн), только пробок нет. Казалось бы, идеально?
Нет. Городская электричка идеальна для современного города, расположенного где-нибудь в КНДР. Она работает не весь день, отпугивая потенциальных пассажиров. Как внешняя часть, так и салон поражают своей убогостью, отталкивая массу людей - они предпочитают трястись в маршрутке, но избегать поездки на самоходной конюшне. А добивает самых отъявленных оптимистов техническое состояние: электричка грешит постоянными поломками.
Горожане "помогают" развитию транспорта - из-за низких продаж билетов руководство сокращает количество вагонов, экономя деньги на ремонте составов. Все это напоминает сюр, поскольку в современных условиях электричка непригодна к использованию. Тем не менее, очередной укороченный поезд выезжает на рейс, пассажиры иногда устраивают страйк или пикет, а реформировать устаревшее на стадии проектирования детище руководство не собирается. Потому конфликты повторяются, а их инициаторы становятся героями в глазах народа. Слишком дорогая и громоздкая глупость, которую нужно прекращать.
Любители конспирологии увидят в этом моменте удобный способ распила бюджетных средств. Их оппоненты - немотивированное руководство. Тем не менее, оба варианта одинаково пугают.
Конечно, без альтернативных вариантов проезда такой транспорт важен. Однако не стоит заблуждаться: любые обходные пути приведут к окончательному отказу киевлян от получасового позора по пути к дому или работе.
Для отказа от городской электрички есть несколько весомых причин. Здесь нашлось место экономическим факторам, невозможности грамотного использования и не совсем нужного городу руководства. Начнем с простых и понятных вещей.
"Поезда принадлежат нам, но график движения устанавливает Юго-Западная железная дорога. Пути входят в общую систему киевского железнодорожного узла, потому маршрут электрички корректируют под товарные поезда", - ранее заявлял заместитель главы КП "Киевпастранс" Александр Кальтагейсер.
То есть чиновник прямо называет главную проблему вполне самостоятельного перевозчика, но никто не пытается ее исправить. Судя по всему, здесь перетягивание одеяла не завершится даже после вымирания человечества. Итак, давайте разберем загвоздку на главные ингредиенты.
Во-первых, она не может быть синхронизирована с остальными системами перевозок. Работа утром и вечером - тот момент, из-за которого пассажиры давно ушли бы. Вот только им некуда, поскольку данным транспортом пользуются жители не очень продвинутых локаций. Так что часть людей просто терпит горе-поезда, часть демонстративно отказывается.
Во-вторых, масштабной необходимости в ее использовании нет. Формально электричка является шестым видом транспорта. На самом деле пользы от нее столько же, сколько от фуникулера. Однако, в отличие от своего товарища по несчастью, тот является туристически привлекательным объектом.
В-третьих, с 2015 года поездами-призраками руководит "Укрзализныця". Да, это гениальное решение - отдать целый кусок пассажирских перевозок компании, которая сделает проект той же синхронизации движения невозможным. Руководству это вообще не интересно, а КГГА теряет шанс наладить отличную транспортную систему. Получаем два посторонних элемента, которые мешают друг другу (а один из них недавно был неприбыльным и дотационным).
В-четвертых, транспортная сетка этого формата больше не развивается. Весь Киев окружен 15 станциями, новые ставить нет смысла. А какое будущее может быть у городской электрички, если ближайшие годы будут посвящены строительству мостов или их ремонту? Правильно, туманное и неопределенное. Потому лучше прекратить использование прямо сейчас - потом будет поздно, и люди устроят транспортный коллапс.
В 2013 году было озвучено количество пассажиров, которые воспользовались услугами городской электрички за всю ее историю. 15,7 млн человек - довольно масштабная цифра, однако она выглядит горько на фоне отсутствия альтернативы у жителей той же Воскресенки. Что же, вот что могло/может быть на месте нынешнего вагонного позора.
Вариант 1. Не особо обознанные киевляне считают, что вместо городской электрички власти следовало запускать наземную "кольцевую" ветку метрополитена.
Результат. Увы, сейчас это невозможно: не совпадают рельсы, а общая замена обойдется в круглую сумму. Кроме того, по этим же путям катаются другие поезда, потому превратить транспортный выкидыш в безусловное преимущество не получится.
Вариант 2. Умеренные оптимисты считают, что электричка имеет право на жизнь при одном условии: работать она должна весь день. С одной стороны, это точно повысило бы интерес горожан к потенциально прорывному виду транспорта. С другой - местные руководители не готовы рисковать, им нужен мгновенный результат. А кривой поезд с тремя вагонами, катающийся только утром и вечером, приносить масштабную выручку не сможет.
Результат. Пока "УЗ" не захочет, не узнаем. Пока что можно гадать на кофейной гуще.
Вариант 3. Просто убрать городскую электричку - тоже толковая идея. Она невыгодна, система не развивается, а будущее целого вида транспорта весьма туманно. Но убрать не выйдет: так мы оставим жителей отдаленных частей Левого берега без теоретических шансов быстро добраться к цивилизации. Негуманно.
Результат. Не так гуманно, но более выгодно.
Вариант 4. Полный апгрейд, который исправил бы нынешние недочеты, действительно может помочь. Для этого нужны мощные инвестиции, желательно из стран Запада. Только минимизировав коррупционные риски и привлекая финансовые вливания, система может сохранить нынешний охват и начать расти. Вот только инвестора сама идея отпугнет на стадии телефонного разговора.
Результат. Звучит как фантастика - допустим, ранний Клиффорд Саймак.
Похоже, с этим детищем эпохи распила нам придется мучиться еще долго. Всего за сутки электричка успевает отменить как утренние, так и вечерние рейсы, все планы и графики уже сорваны. Может, и не нужно ликвидировать этот вид транспорта? 8 января он справился самостоятельно, пусть продолжает самоуничтожаться в том же духе.
Читайте также: Ой, забыли! ТОП-10 материалов 44.ua, которые сделали 2018 год чуточку лучше