Столичная Оболонь: от лугов и озер до элитной застройки

Как вы помните, Киев разделен на десять районов. У каждого из них есть своя история, каждый из них хранит старинные тайны и интересные факты. Сегодня мы поговорим о том, как заселялась местность на которой не было ничего, кроме лугов и болот.

Читайте также: Киевские концлагеря. Где погибали военнопленные

История будущего Оболонского района началась задолго до нашей эры. Первые поселения людей охватили северную местность современного Киева - видимо, новосельцы считали ее весьма привлекательной. Немудрено, ведь район “состоял” из широких лугов, озер и болот, что давало возможность заниматься скотоводством.

Во времена Киевской Руси территория Оболони фигурирует в летописях как “Болонье”. В те времена Оболонь была популярным местом для отдыха знати, так как зачастую отдыхали они на охоте, а на широких лугах было огромное количество дичи.

На территории Оболони также были истоки двух рек: Почайны и Сетомль. Несмотря на нынешнее состояние этих водоемов, в те времена они были достаточно крупными водными артериями, пригодными для судоходства. Сетомль, предположительно, был притоком Почайны. Кстати, реки явно симпатизировали местным жителям: после того, как Ярослав Мудрый разгромил печенежское войско в 1036 году, многие печенеги при бегстве утонули, когда пытались перебраться через Сетомль.

Независимо от позиции авторов и читателей относительно религиозных моментов, одним из самых значимых событий для древней Руси стало принятие христианства. Река Почайна упоминается как место, в котором крестили жителей древнего Киева во время принятия христианства в 988 году. Это событие описано в Повести временных лет. Но, так как есть несколько версий летописи, наиболее популярным вариантом является крещение киевлян в Днепре.

Мені відкрилась істина печальна:

життя зникає, як ріка Почайна.

Через віки, а то й через роки,

ріка вже стане спогадом ріки.

І тільки верби знатимуть старі:

киян хрестили в ній,

а не в Дніпрі.

Лина Костенко.

Во времена Российской империи киевлянам было сложно обосноваться на Оболони, так как воды Днепра постоянно выходили из берегов. Таким образом жителей северного района даже освободили от налогов в казну, так как укрепления между Подолом и Оболонью требовали постоянного капитального ремонта.

В 1897 году на Оболони создали самую большую в стране гавань, строительство которой длилось два года. Правда, при проверках был обнаружен ряд нарушений, из-за которых казна потеряла огромное количество денег.

Когда в ХХ веке Киев начал развиваться более активно, живописная местность Оболони претерпела ряд изменений. На территории современной Петровки начали строить промышленную зону, которая, в целом, функционирует и в наши дни.

В 1910 году на территории современного проспекта Степана Бандеры и станции метро "Петровка" построили Куреневский гражданский аэродром. Первый приземлившийся там самолет, за штурвалом которого был Игорь Сикорский, сразу же вошел в историю. Он установил мировой рекорд скорости для бипланов с двумя пассажирами.

Во времена СССР на территории Киева было принято решение построить железнодорожные тоннели, которые располагались бы под Днепром. Но история пошла в другую сторону, и планы прервала Вторая мировая война.

Когда было принято решение застроить Оболонь, снова появилась проблема паводков. Но, к счастью, ее решили в достаточно сжатые сроки. Береговую линию подняли на несколько метров и укрепили бетонными плитами.

В народе бытует мнение, что разрушение дамбы на Киевском море, район попросту снесет. Но мы вынуждены разочаровать любителей древнеоболонской мифологии, ведь такой вариант событий был предусмотрен. Если такая трагедия и произойдет, то волна, которая пойдет в сторону Оболони, не превысит одного метра.

После утверждения плана по застройке Оболонских земель в 1968 году закипела работа. Уже в 1972 году район был вполне комфортным для жизни, и даже радовал инфраструктурой: его застраивали с большим количеством школ и садов. Первый микрорайон полностью был закончен в 1975 году.

Жилые 9, 12 и 16-этажные дома строились по самым современным (на то время) планировкам.

Правда, в те годы в Оболонском районе была проблема с транспортом. Жителям района приходилось пользоваться речным трамваем, автобусами и, чуть позднее, трамваем. Но через несколько лет эту проблему решили - на севере Киева появилось метро.

А в 2001 году к Оболонскому району присоединился поселок городского типа Пуща-Водица.

В 2018 году Оболонский район считается одной из самых элитных частей города. Стоимость аренды квартир тут на порядок выше, чем в большинстве столичных районов. Это связано с тем, что несмотря на то, что территории поддались колоссальной застройке, они сохранили свой колорит и живописность. Оболонская набережная по праву считается одной из лучших в городе.

Кроме того, сейчас на улицах района появилось огромное количество развлекательных заведений: от крупных торговых центров до маленьких и уютных кофеен, а вопрос с транспортом, который ранее стоял очень остро, давно снят.