Вчера, 10 декабря была годовщина первого автобусного маршрута в Киеве. 92 года назад (1925 г.) с Площади ІІІ Интернационала до улицы Л. Пятакова (Европейская площадь — улица Саксаганского) поехали пассажирские автобусы “Фиат” и “Даймлер-Бенц”. С тех пор городской транспорт сильно изменился, но автобусы продолжают играть важную роль. Сегодня в проекте “День в истории” мы покажем, на чем ездили киевляне в начале XX века.
Но первым общественным транспортом в Киеве стали не автобусы, а кони (извозчиков можно смело считать таксистами тех лет). Во второй половине ХІХ века город начинает активно развиваться, растет число его жителей. Конные извозчики перестают справляться с пассажиропотоком того времени.
Тогда же в столице будущей Украины появляются первые автомобили. Однако моторы еще долго оставались уделом элит, а вопрос перевозки пассажиров нужно было решать быстро.
В июле 1891 года в городе появился первый маршрут конной железной дороги, однако из-за холмистого ландшафта кони не могли затягивать вагоны на возвышенности.
В итоге от проекта оказалось, и было принято решение перейти на электротягу. В 1892 году по Александровскому спуску (ныне Владимирский) запустили трамвай.
Стоит отметить инновационность подобного события в государственном масштабе. В тот момент это был первый в Российской империи электрический трамвай.
Потом был сооружен киевский фуникулер, соединивший Верхний город и Подол.
Что касается автобусов, то их впервые пытались запустить немного раньше. Изначально их тоже планировали, как это ни странно, на конной тяге. Называлась такая “машина” омнибусом.
Но предприятие также потерпело крах. Моторные автобусные маршруты ненадолго появлялись в 1911 и 1913 годах, но почему-то не прижились.
Удалось запустить этот вид транспорта только в 1925 году. После завоевания Киева большевиками автобусы поехали по городским улицам. В качестве подвижного состава использовались такие автобусы, как Я-3, Я-6, АМО-4 и АМО-Ф15, а позже - ЗиС.