День в истории: Киев пережил голодомор

Вчера, 25 октября в Киеве традиционно отметили годовщину одной из величайших трагедий украинского народа – Голодомор 1932-1933. Советский режим, пытаясь во что бы то ни стало построить свою утопию, уничтожил около 5 млн человек. Свободолюбивых украинских крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, решили уничтожить и сделать рабами. В ответ на саботаж колхозов коммунисты ввели паспортный режим, которым запрещалось крестьянам уезжать за пределы села, и начали конфискацию всех продуктов. Запрет на перемещение был снят только в 1974.

Конечно, больше всего жертв голода было в селах, но “досталось” и крупным городам. Чем жил Киев в этот страшный год.

Люди шли умирать в Киев

Выжить в городе во время Голодомора действительно было легче. Коммунисты всячески препятствовали выезду жителей голодных регионов, но многим это удавалось. Пробираться в Киев тоже приходилось нелегально, зато это повышало шансы остаться в живых.

Крестьяне, попавшие в областной центр (столицей УССР тогда был Харьков), быстро выясняли, что власть ввела продуктовые карточки и купить еду, не работая в Киеве – невозможно. Большая часть погибших была именно среди прибывших селян.

Повезло тем, кто в те года выехал из сел на учебу в Киеве, например, в ветеринарно-зоотехническом институте (ныне – здание управления ГСЧС).

Лучше всех кормили милицию

Киевляне, не работающие на заводах, могли рассчитывать на 300 грамм хлеба и 200 грамм муки. Что касается рабочих, то им давали 500-600 грамм хлеба и похлебку в столовой. Но лучше всех кормили милицию - 800 грамм хлеба и паек.

Нужно понимать, что милиция была крайне важна для коммунистов. В задачи силовиков было поддержание порядка, разгон “бездельников”,  разгон очередей и иногда уборка трупов с улиц. Кроме того, силовики продолжали репрессии против тех, кто искал помощи у Москвы или как-либо сопротивлялся происходящему.

Коммерческий хлеб

У тех, кто не имел карточки, была одна надежда – Торгсин. Это магазины советской организации, которая обслуживала иностранцев. В магазинах торгсина можно было покупать даже деликатесы, но исключительно за валюту или золото. Многие киевляне, имевшие ценности с досоветских времен, смогли выжить, отовариваясь в этих магазинах.

Немного позже была организована продажа хлеба за деньги для тех, у кого не было карточек. Это привело к огромным очередям, в которых время от времени гибли люди. Так вспоминают те события очевидцы:

"Стали коммерческий хлеб давать. Что делалось! Очереди по полкилометра с вечера становились... я таких больше не видела. Друг дружку обхватывают за пояс и стоят один к одному. Если кто оступится, всю очередь шатнет, как волна по ней проходит. И словно танец начинается — из стороны в сторону. И все сильней качается. ...В очереди за коммерческим хлебом стоял народ городской — лишенцы, беспартийные, ремесло — либо пригородные.   По утрам ездили платформы, битюги, собирали, которые за ночь умерли. Я видела одну платформу — дети на ней сложены... тоненькие, длинненькие, личика, как у мертвых птичек. Долетели эти пташки до Киева, а что толку?..Я видела: девушка одна поползла поперек тротуара, ее дворник ногой ударил, она на мостовую скатилась. И не оглянулась даже, ползет быстро, быстро, старается, откуда сила. И еще платье отряхивает, запылилась, видишь".