Сегодня, 29 сентября отмечается День памяти жертв Бабьего Яра. В конце сентября 1941 немецкая администрация, которая на днях вошла в город, организовала конвейер смерти в урочище Бабий Яр. Массовые убийства совершались здесь вплоть до 1943 года, когда Киев заняла красная армия.
По разным оценкам, число жертв Бабьего Яра оценивается от 70 до 200 тыс. человек.
Как пожары на Крещатике переросли в массовые убийства
Мы уже писали о том, что отступая, из Киева советское командование приняло решение заминировать и взорвать большую часть исторических зданий в центре Киева. По замыслу чекистов в этих дома должно было расселиться немецкое командование. Минирование осуществлялось заранее – НКВД намеревалось взорвать не только жилые дома (вместе с жителями), но и ряд бесценных памятников архитектуры: Оперный театр, Софию, Лавру и многие другие. Ряд сооружений немцы успели разминировать.
Первые взрывы прогремели 24 сентября. Это преступление нацисты использовали как повод устроить репрессии против евреев.
Первые жертвы
Бабий Яр был выбран неслучайно. Ключевую роль сыграло его расположение (это окраина Киева) и ландшафт (глубина обрывистого оврага составляла 25 метров). Немцы считали, что совместив место расстрела и братскую могилу, удастся поставить уничтожение мирных граждан на поток.
Первыми, кого отправили на смерть, были пациенты психбольницы Павлова. К слову, нацисты считали необходимым уничтожение людей с инвалидностью, врожденными болезнями и болезнями психики.
По данным ряда исследователей, чтобы евреи сами пришли в Бабий Яр, офицеры СС захватили нескольких раввинов. Духовных лидеров заставили “сделать воззвание”: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…". Таким образом, жертвы сами шли на расстрел. Местом сбора было пересечение нынешних улиц Мельникова и Дегтяревской. Приходить следовало с ценными вещами и документами.
Памятник изображает растерянного мальчика, который читает приказ идти в Бабий Яр. Пересечение улиц Петропавловской и Кирилловской
Конвейер смерти
Людей группами до 40 человек раздевали, забирали вещи и отправляли в "корридоры", которые вели к оврагу. Расстрелы проводили пулеметчики с противоположной стороны оврага. Слои трупов пересыпали землей и заводили новых жертв.
Возле стадиона "Старт"
В первый день не успели расстрелять всех, кто пришел, и их разместили в Сырецком концентрационном лагере (расположен возле Бабьего Яра). Тут также проводились массовые казни. Всего за первые несколько дней было убито около 30 тыс. человек. Среди жертв были евреи, ромы, советские военнопленные, украинские националисты (ОУН), нарушители комендантского часа и пр.
Когда сдача Киева стала очевидна, нацисты предприняли попытку скрыть масштабы своих преступлений. Для этого из Германии привезли костные мельницы, а в Бабьем Яру создали открытые печи. Также тут строили мыловаренный завод, однако завершить страшный проект не успели.
Три десятка счастливчиков
Спастись из Бабьего Яра удалось всего 29 людям, большинство из которых сбежали во время массового восстания заключенных, стоявших у печей. Вот некоторые воспоминания выживших и свидетелей тех страшных событий.
“28-го я пошла к своим родным. Они совершенно растерялись и просили меня не покидать их. Я осталась и на следующее утро вместе с ними отправилась на Дегтяревскую улицу. Никто не знал о цели сосредоточения всего еврейского населения в районе Дегтяревской. Не предполагали, что будут убивать там ни в чем неповинных людей в такой огромной массе. У всех было такое мнение, что еврейское население немцы куда-то собираются вывезти. Это мнение подкреплялось еще и тем, что в приказе ставилось требование: брать с собой вещи. Из дома мы двинулись в 7 часов утра, с Тургеневской вышли на улицу Артема, а затем по улице Мельника до еврейского кладбища. Собралось огромное количество людей: мужчины, женщины, старики, дети. Матери несли на руках грудных младенцев. Одни тащили вещи на себе, другие везли на тачках, было много подвод с вещами, площадок”, - Дина Проничева.
“Помню район между мотозаводом и Лукьяновским кладбищем. Там был ров прорыт, и доски уложены над ним. С двух сторон рва стояли полицаи. Людей с вещами на доски палками загоняли, теснота была. Ширина досок была такой, чтобы два человека в ряд могли идти. Полицаи отбирали у всех вещи и куда-то увозили”