Редакция 44.ua продолжает изучать достаточно болезненную тему выживания людей с инвалидностью на территории Киева. Мы решили начать импровизированный цикл, первой частью которого стала статья о проблеме отсутствия пандусов в наиболее популярных местах столицы. Теперь мы развиваем тему публикацией интервью с главой совета ГО "pidmoga.info" Алексеем Краснощековым.
Читайте также: Экстрим для колясок: где в столице невозможно проехать
– Здравствуй, Алексей. Где в Киеве появились переходы, адаптированные для передвижения людей в колясках?
– Прежде всего, хотелось бы сразу уточнить, что Киев не приспособлен для людей, в принципе. Человек в коляске просто является наиболее простым и запоминающимся образом, а вот по статистике Департамента градостроительства мы имеем 55% маломобильных граждан. Больше половины! Более того – каждый из нас в тот или иной момент жизни является маломобильным. К этой категории относятся:
1. Люди с инвалидностью;
2. Пожилые люди (например, представь бабушку с палочкой в час пик на ступенях метро, легко ей спускаться или подниматься?);
3. Родители с детьми в колясках (пробовал как-нибудь сам ребенка тащить в коляске через подземный переход? То еще удовольствие);
4. Дети до 6 лет;
5. Люди после травм: перелом ноги, руки, послеоперационный период и так далее.
Так что не стоит думать, что проблема доступного города актуальна для горстки людей на колясках, которых мы даже не видим вокруг. Кстати, потому и не видим. Проблема же касается тебя, меня, всех.
Вернемся к вопросу. Новые объекты появляются достаточно часто, но у меня нет возможности знать обо всех. Например, в Киеве с горем пополам все-таки частично сделали доступной Почтовую площадь. Правда, случилось это после поступления множества жалоб от общественных организаций.
Из новых проектов можно отметить метро "Левобережная" с прилегающей территорией. Изначально нормы доступности на этой станции также были проигнорированы. Например, двери были установлены шириной 75 см, вместо положеных 90. В результате не каждая коляска могла попасть внутрь. Особенно меня "порадовали" украинские нанотехнологии, когда утром одна дверь на въезд и выезд из метро снималась с петель, а вечером надевалась обратно. Также отсутствовали подъемники. Но, после акций протеста со стороны общественности и представителей власти, все это исправили.
Читайте также: Корона, факел и конфеты: активистка Femen устроила акцию в Киеве
Третьим кейсом является наземный переход через Крещатик возле ЦУМа. Ранее человеку на коляске приходилось вызывать полицию и ждать от пяти до 40 минут для безопасного пересечения улицы. Полиция для этого имеет право перекрывать движение. Планируется и дальнейшая установка наземных переходов по центральной улице Киева, насколько мне известно, всего их должно быть шесть.
– Какие объекты ты считаешь наименее подходящими для людей с инвалидностью?
– Любые. Можно пройтись по городу и посмотреть, куда можно попасть на коляске. Даже большинство объектов с пандусом не доступны для въезда, потому как сам пандус строится под углом чуть ли не 45 градусов, вместо положенных трех-пяти. Также многие люди, включая инженеров и строителей, не понимают, что доступность – это не только пандус.
Как незрячему человеку попасть, скажем, в отделение банка без посторонней помощи? Ответ: тактильные направляющие. Как понять на какую кнопку в лифте нажать и когда выходить? В этом помогут пометки на кнопках лифта, думаю, вы иногда замечали такие выступы на кнопках, но не могли понять зачем они. А этаж подскажет аудиосопровождение. Кстати, наушники + аудиосопровождение помогут, например, незрячему или слабовидящему человеку снять деньги в банкомате без посторонней помощи.
Важными являются туалеты, они практически недоступны. Узкие двери, мало места внутри помещения, отсутствующие поручни, высокие раковины и сушилки – все это барьеры для разных категорий населения.
Наш эксперимент с Соломией Витвицкой и Иреной Карпой доступен по ссылке. Могу отметить помещение Министерства регионального развития, которое было оборудовано по всем нормам.
– В нашей статье акцент был сделан на наиболее публичных местах. Скажи, как обстоят дела с пандусами непосредственно в спальных районах столицы?
– Плохо, конечно.
– Ты являешься автором материалов о социальных такси. Как оцениваешь действия городской власти в данном направлении?
– Нужно учитывать, что громкое название "Социальное такси" не совсем соответствует тому, что рисует изображение обывателя. Каждый из нас сразу думает о привычном такси, когда человек позвонил диспетчеру, вызвал машину и через десять минут уехал. В данном случае, сначала необходимо зарегистрироваться в органе социальной защиты и подать туда свои документы. Вызывать автомобиль необходимо за несколько дней до желаемой поездки. Из практики, возят одного человека не более трех раз в неделю. Так что использовать такую услугу для поездок на работу вряд ли выйдет.
Само такси предназначено для перевозки людей с инвалидностью в больницы, на вокзал, органы соцзащиты. Я не думаю, что реально потянуть перевозку десятков тысяч людей с инвалидностью бесплатно. Скорее, упор стоит делать на доступном городском транспорте.
Читайте также: В Киеве автобус протаранил остановку (ФОТО)
Не устаю приводить в пример Копенгаген. Там мне было удобнее пользоваться общественным транспортом, чем такси. Потому что везде есть понижение бордюров, лифты, удобная система навигации. В Киеве же, чтобы спуститься в метро, мне часто необходимо просить помощи. Ведь кругом ступени, а возле поручней часто ведется торговля, либо люди просто курят или говорят по мобильному телефону. В наземный транспорт зачастую нужно прыгать или втискиваться.
– Поговорим об обустройстве города с точки зрения людей с инвалидностью. Какие западные идеи ты считаешь подходящими для наших реалий?
– Пункт первый: универсальный дизайн при проектировании домов, офисных центров, транспорта, остановок, общественных мест и так далее. Универсальный дизайн предусматривает простоту использования для разных категорий населения.
Я общался с архитектором из Америки и спрашивал, что является основным мотиватором для бизнеса делать свои здания доступными. Ведь в местном клубе я видел девушку на коляске, которая без проблем, полностью самостоятельно перемещалась по всей локации вместе с друзями. А ведь, по сути, это был бар-дискотека. Легко ли нам представить нечто подобное на дискотеке в Киеве?
Читайте также: В Киеве создали мурал с покойным вокалистом Linkin Park
Ответом было то, что сами архитекторы изначально проводят разьяснительную работу, зачем нужен тот или иной элемент дизайна, и человек это понимает. Предприниматель каждый день видит людей с инвалидностью на улице и понимает, что они тоже его клиенты. К сожалению, в Киеве этой видимости из-за барьеров пока нет. И, если предприниматель строит все же с нарушениями, то высока вероятность бойкотирования его бизнеса местными жителями.
То есть ключевую роль играют даже не проверки и штрафы, а некая сознательность самого социума. Судите сами: мы начали требовать от мэра доступной среды – мэр начал что-то делать. Пока со скрипом, но из года в год эти вещи будут становиться все привычнее.
2. Доступный транспорт, о котором я уже говорил.
3. Доступная система общественных туалетов.
4. Ну и, конечно же, доступное городское пространство.
– Какие районы наиболее готовы к обслуживанию людей с инвалидностью, а какие — наименее?
– Таких нет, все в равной степени недоступны.
– Иностранец с инвалидностью сумеет выжить в современном Киеве?
– Если мы говорим о жизни без посторонней помощи, то сможет – ведь работают службы доставки еды. Но только выжить.
– Какие способы давления на городские власти могут помочь обустроить столицу, сделав ее доступной для людей с инвалидностью?
– Все стандартные наборы адвокации: жалобы, акции протеста, обращения к чиновникам и депутатам, бойкотирование недоступного бизнеса, флешмобы. В конце-концов, можно сделать фото на мобильный телефон, тегнуть фирму или учреждение и написать жалобу. В ресторанах и общепитах есть книги жалоб и предложений.
Читайте также: В Киеве установят памятник Николаю Мозговому
– Человек в коляске хочет спуститься в среднестатистический киевский подземный переход. Какие шансы получения травм из-за неудачного планирования пандуса?
– Если спускаться самостоятельно, то вероятность составляет примерно 100%. Более того, зачастую другим категориям населения, например, пожилым людям, бывает сложно спускаться в подземный переход, и они стараются пересечь дорогу по дороге. Статистически места с подземными переходами являются более опасными, чем с наземными.
– Какие виды общественного транспорта более всего адаптированы для пассажиров с инвалидностью, и какие — наименее?
– Наверное, я бы выделил метро, как наиболее доступный транспорт. Новые станции оборудуют лифтами либо подъемниками, сами вагоны вровень с полом и достаточно широкие для пассажиров на колясках. Есть тактильные направляющие, аудио-сопровождение и видео на экранах внутри вагонов с объявлением остановки.
Но очень много станций имеют ступени, и без посторонней помощи их никак не преодолеть. Можно зайти на доступной новой станции, а выйти не получится. Та же проблема с пересадками.
– Попытайся описать ситуацию одним кратким предложением.
– Я бы описал её с помощью аксиомы Эскобара.