На минувшей неделе секретарь СНБО Александр Турчинов и президент Украины Петр Порошенко сделали громкие заявления о скором прекращении АТО на Донбассе. Чем вызваны столь кардинальные перемены и каковы будут последствия официального завершения АТО?
Как это было: Порошенко, Турчинов, Тиллерсон и Путин
На четвертый год российской агрессии на Донбассе секретарь СНБО Александр Турчинов неожиданно признал очевидную вещь. «Военные действия продолжаются на востоке нашей страны уже три года и переросли как по продолжительности, так и по масштабам формат АТО», - заявил он. Это означает, сказал Турчинов, что «пришло время перейти к новому формату защиты страны».
«Пришло время не просто признать оккупированными некоторые регионы Донецкой и Луганской областей, но четко, на законодательном уровне определить основы государственной политики по их освобождению. Необходима эффективная технология защиты страны, а для этого законодательно нужно предоставить президенту право применять ВСУ и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны РФ», - подчеркнул секретарь СНБО.
Также Турчинов заявил, что уже в ближайшее время завершение АТО будет оформлено законодательно:
«Уточненный законопроект «О восстановлении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей» будет представлен президенту, после чего, надеюсь, он оперативно будет внесен в Верховную Раду».
Буквально на следующий день Президент Порошенко, находясь в Донецкой области, добавил интриги в громкое заявление Турчинова. В частности, он заявил: «По моему поручению был разработан проект законодательного акта, который называется «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса». Он охватывает целый ряд мероприятий и шагов, которые надо будет осуществить для обеспечения реинтеграции, для определения правового режима».
На этом фоне еще более неожиданным прозвучало заявление Рекса Тиллерсона в конгрессе США о том, что Администрация президента Дональда Трампа не хочет «быть прикованной наручниками к Минску».
«Думаю, важно, чтобы мы получили достаточную гибкость для достижения целей Минска. Важно, чтобы правительство Украины и России могли прийти к удовлетворительному решению через некую структуру, кроме Минска. Я бы не хотел, чтобы мы были прикованы наручниками к Минску, если окажется, что стороны решат урегулировать ситуацию другим путем, иным соглашением», - заявил Тиллерсон на слушаниях в конгрессе.
Также последовали сообщения, что уже на следующей неделе может состояться встреча президентов США и Украины.
И еще одно важное решение принял сенат США. Почти единогласно (98 из 100) сенаторы проголосовали за новый и очень жесткий новый пакет санкций против России. По хитрой задумке сенаторов, санкции против России идут в одном пакете с антииранскими санкциями, которые поддерживает Дональд Трамп, и не подписать закон ему будет весьма проблематично.
Отметим, что теперь администрация Трампа может отменять антироссийские санкции только с согласия конгресса. Это автоматически делает бессмысленными любые гипотетические торги Кремля и Белого дома по поводу отмены санкций.
Как же будет выглядеть итоговая картина, если все элементы причудливого политического пазла сложить в месте?
«Хорватский сценарий», или ВСУ идут освобождать Донецк и Луганск
Ряд экспертов уже поспешили заявить, что завершение АТО будет означать готовность Украины применить на Донбассе так называемый «хорватский сценарий». Напомним, что в 1995 году хорватская армия в течение 6 дней в ходе операции «Буря» освободила от сербских захватчиков часть своей территории. То, что такой сценарий теперь возможен на Донбассе, предположил военный эксперт Олег Жданов в интервью «Обозревателю».
«Американцы четко и ясно дали понять, что фразу "Минским соглашениям нет альтернативы" надо убрать из лексикона президента Порошенко. Они дали не просто посыл, это почти пинок. Они сказали: "Решайте вопросы! "Минск" - это не догма. Есть миллион способов для решения вопросов". Фактически они хоронят "Минск". Они говорят: решайте! Хотите сами, хотите с Москвой, но не сидите, сложа рук. Этой же фразой открывается возможность для силового решения» , - убежден эксперт.
Вторит ему и генерал-лейтенант ВСУ Игорь Романенко. «Мы готовимся к хорватскому варианту», – сообщил генерал-лейтенант.
Отметим, что безусловно сегодня украинская армия стала намного более мощной и эффективной, чем три года назад. Силы АТО это прекрасно продемонстрировали в боях за промку Авдеевки, на Светлодарской дуге и в районе поселка Желобок на Луганщине. Однако, как показывает печальный опыт иракского Мосула, — успешно оборонять громадный город даже в условиях масштабного применения артиллерии и авиации могут даже 2-3 тысячи боевиков.
Иракцы уже практически полностью положили в Мосуле свою самую боеспособную часть - «золотую дивизию». Трудно представить себе подобную ситуацию в Украине, где потери в несколько бойцов вызывают горячее обсуждение — нужно ли такой ценой освобождать Донбасс. Не говоря уже о том, что Киев никогда не отдаст приказа на применение артиллерии и авиации при штурме населенных мирными жителями городов.
Военная зачистка Донбасса возможна только при одном условии — Украина получает гарантии невмешательства России в события. И тогда ВСУ за 2-3 дня выходят на неконтролируемый участок российско-украинской границы и блокируют крупные оккупированные города Донбасса. Боевики, понимая, что Россия их слила, и лишенные подвоза ГСМ и боеприпасов, разбегаются или сдаются в плен. ВСУ без боя входят в Донецк и Луганск, зачищая явных отморозков из «ополчения», у которых руки по локоть и крови и которым нечего терять.
Но подобный сценарий возможен, как уже говорилось, при полном нейтралитете РФ, связанном с определенными международными договоренностями, либо при глубоком внутригосударственном кризисе в России (чего пока на горизонте не наблюдается). Ну или при каком-то стратегическом размене Донбасса на Крым или хотя бы отмену санкций.
Но весь вопрос в том, что, даже в случае выхода российских войск из Донбасса и прекращения поддержки «ДНР» и «ЛНР», санкции отменить будет невозможно. Остается еще Крым. А самый болезненный последний пакет санкций, проголосованный сенатом США, вообще не имеет никакого отношения к Донбассу и Крыму. Он введен за вмешательство России в американские выборы. К тому же, в сентябре будут опубликованы окончательные выводы расследования по малайзийскому «Боингу», сбитому российским «Буком». Да и уход из Донбасса в разгар президентской кампании в России будет означать только одно — Акелла промахнулся окончательно и бесповоротно.
Как видим, при таких политических раскладах вариант силового решения ВСУ проблемы Донбасса сегодня выглядит ненаучной фантастикой.
Гибридный украинский ответ: война без объявления войны
Так в чем же тогда смысл завершения АТО и изменения юридического статуса конфликта? В том, что наконец-то все вещи будут названы своими именами. Война — войной, а захваченные российским агрессором земли — оккупированными. Это позволит без объявления войны России и введения военного положения в Украине — изменить ситуации на всех фронтах гибридной войны, в том числе и юридическом.
Теперь украинские иски в Международный суд в Гааге и другие по Крыму и Донбассу — будут выглядить гораздо убедительнее. На четвертый год войны Верховная Рада Украины законом даст юридическое подтверждение факту агрессии.
Новый Штаб
Как анонсировалось, уже в понедельник, 19 июня, законопроект «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса» будет внесен в Верховную Раду. Но уже известны некоторые важные детали этого документа.
Итак, будет создана новая военная вертикаль. Юридически АТО руководит СБУ — хотя по факту Генштаб.
Как сообщал Турчинов, новым законопроектом предусматривается создание Оперативного штаба указом президента, ему будут предоставлены самые широкие полномочия. «Для реализации задач обороны и восстановления украинской власти на неподконтрольной территории, подчинены все армейские и силовые структуры, военно-гражданские администрации. То есть должна быть одна жесткая вертикаль, которая при необходимости обеспечит и функционирование в этих областях режима военного положения. Но главное – создается правовой механизм эффективного использования Вооруженных сил для защиты страны от российской агрессии в условиях гибридной войны, развязанной против Украины», – отметил Турчинов.
Как отмечал сам президент, речь не идет о введении военной вертикали на территории всей Украины. По данным заместителя министра по делам оккупированных территорий Георгия Туки, юрисдикция Оперативного штаба будет распространяться исключительно на Луганскую и Донецкую области.
Выход на прямые переговоры с Россией, а не путинскими марионетками
После того, как Рада юридически закрепит понятие российской оккупации на Донбассе, логично встанет вопрос о бессмысленности переговоров в Минске с путинскими марионетками «ДНР» и «ЛНР».
Ведь в России продолжают, несмотря на очевидные факты, опровергать свое участие в войне на Донбассе. Так, буквально вчера, 16 июня, Владимир Путин в очередной раз заявил, что Россия не участник войны, а обсуждать мир нужно с «трактористами и шахтерами» ОРДЛО.
«Конфликты такого рода, как на Донбассе, не могут быть решены посредством оружия. Прямые переговоры необходимы. И чем раньше наши друзья в Киеве это поймут — тем лучше. Но западные страны, Европа и США, должны помочь киевским властям понять эту реальность», - заявил Путин.
После принятия законопроекта у Украины появится полное право потребовать и от западных партнеров признания России стороной конфликта, что автоматически сделает бессмысленным проведение Минских переговоров в нынешнем формате.
Статус оккупированных территорий Донбасса
Признание части Донецкой и Луганской областей оккупированными территориями устанавливает другой формат переговорного процесса. С коллаборантами не ведут переговоров об особом статусе и изменении Конституции Украины.
Еще одна важная деталь. Теперь у Украины, по всем международным законам, в частности Женевской конвенции, будут все основании отказаться от проведения социальных выплат жителям оккупированных территорий. По факту это уже произошло, но вызывает жесткую критику со стороны ООН и правозащитных организаций. За оккупированную территорию ответственность несет оккупант. А значит, теперь Россия будет непосредственно отвечать за социальную и экологическую катастрофу на захваченной территории Донбасса. Также это должно стать и стимулом для украинской власти заняться решением проблемы почти двухмиллионной армии переселенцев, а не ждать того, что она сама собой «рассосется».
Порошенко, АТО и президентская кампания
Безусловно, завершение АТО укрепит политические позиции президента страны. После достижения долгожданного безвиза и завершения процедуры, растянувшейся на два года ратификации соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, у Петра Алексеевича остается одно невыполненное обещание. Его знаменитое «завершим АТО за две недели», естественно, нельзя было выполнить по объективным причинам. После того как в августе 2014 года российские кадровые части "заблудились" в степях Донбасса, ситуация глобальным образом изменилась не в пользу прогнозов Порошенко. Тем не менее осадок от нереализованного президентского плана, как говорится, у избирателя остался. Юридическое завершение АТО позволит Порошенко избавиться от обвинений в невыполненном перед народом обещании.
Вместо послесловия
Редактор авторитетного британского журнала The Economis Эдвард Лукас в своем интервью «Апострофу» предположил, что в ближайшие два года россияне предложат Украине какую-то сделку по Донбассу. Также, по мнению английского журналиста, в течение 10 лет оккупированные территории Донбасса вернутся в состав Украины.
Он безусловно прав, если предположить, что путинский режим просуществует в России еще хотя бы несколько лет. Но сегодня есть ощущение, что западные эксперты склонны переоценивать запас прочности путинского режима. Некоторые моменты в ходе проведения последней «прямой линии» Владимира Путина это наглядно продемонстрировали.