Сегодня, 1 июня, на сессии Киевского городского совета депутаты опять не смогли принять решение о расторжении договора с ПАО “Киевэнерго”. Проект решения предусматривает передачу ТЭК (топливно-энергетический комплекс ред.) под управление города после завершения отопительного сезона 2018. Однако трибуна была заблокирована депутатами “Свободы”, которые настаивают на возврат теплосетей сразу после Нового года.
По мнению заместителя главы КГГА Петра Пантелеева, передача инфраструктуры во время отопительного сезона может привести к серьезным форс мажорам.
Впрочем, возврат контроля над ТЭК, хоть и является неизбежным, не сулит Киеву радужных перспектив.
Если учесть тяжелое состояние теплосетей, изношенность которых достигает 70%, и растущие долги государства за субсидии, коммунальщикам можно только посочувствовать. Впрочем, именно из-за проблем энергетики, Киев так и не смог найти частного инвестора для управления энергосистемой.
О том, как будет жить столица после возврата энергосистемы, разбирался 44.ua.
Проблемы бьют ключом из труб
Протяженность киевских теплосетей составляет 2,6 тыс. км, большая часть которых сильно изношена. Данная тенденция подтверждается на практике: во время гидравлических испытаний то и дело происходят сильные прорывы. Последняя авария на Голосеевском проспекте оказалась настолько эпичной, что о ней даже рассказали в некоторых западных СМИ.
Аварийность является одним из главных маркеров того, что в энергетической сфере нет денег. Получается замкнутый круг: государство накапливает долги перед “Киевэнерго” за субсидии, а население за тепло. “Киевэнерго”, в свою очередь, попадает в должники НАК “Нафтогаза”, НАК штрафует “Киевэнерго” и блокирует счета. Итог - денег на ремонт теплосетей нет, прорывы и обветшание энергосистемы есть. И это не полный список проблем.
Городское управление - это надолго
Лучшим вариантом для управления такой сложной, и требующей больших вложений системой, является частный инвестор. В идеале, не имеющий политических интересов. Во-первых, у города нет денег на комплексную модернизацию, а во-вторых, частный менеджмент, как правило, эффективнее.
По словам заместителя главы КГГА Петра Пантелеева, у коммунальной модели есть свои плюсы.
“В отличии от частного управителя, коммунальное предприятие (которое получит на баланс теплосети ред.) не ставит цель получить прибыль. Соответственно, эти деньги будут полностью направляться на модернизацию”, - сказал он на встрече с журналистами.
Тем не менее, причина такого сценария кроется в том, что бизнес не захотел инвестировать в ТЭК. И, по словам Пантелеева, в ближайшие несколько лет этого не случится. Подготовка к возможной концессии продлится минимум 1,5 года.
Отдельно стоит отметить, что после расторжения договора с “Киевэнерго” город получит и финансовые обязательства, которые имеет монополист.
“По закону задолженность за газ привязана не к юридическому лицу, а к собственнику оборудования. По этому мы обязаны принять на себя задолженность за газ. Сегодня задолженность за газ составляет около 3,5 млрд грн. При этом 2 млрд грн - это задолженность государства перед “Киевэнерго” за долги и субсидии и разница в тарифах”, - сказал Пантелеев.
Что изменится для киевлян
Кроме глобальных вызовов, которые ждут город в связи с пертурбациями, у нового управителя возникнет задача построить удобный сервис для потребителей.
На каком уровне будет качество обслуживания клиентов в коммунальных контакт-центрах, пока непонятно. Однако в КГГА обещают, что получить перерасчет при неоправданных начислениях будет заметно проще. Сегодня коммунальщики по просьбе жителей вынуждены добиваться перерасчета у “Киевэнерго”.
Кроме того, потребителям придется заново заключать договор на отопление и горячую воду.
Михаил Криволапов