С 6-го августа в Щербенко Арт Центре начинается персональный проект Марии Прошковской «Невидимый труд», куратором которого является Марина Щербенко. В основе - видеодокументация многочасового перформанса. Работать над проектом художница начала летом 2019 во время международной резиденции SoundID в Карпатах и ​​продолжила уже в Киеве.

Тогда Мария начала перформанс, во время которого вышивала традиционный свадебный рушник. Кристаллизуя фиктивность зоны видимости, в которой находится ежедневный женский труд, Мария на протяжении нескольких месяцев создает полотенце по четкой схеме и усиливает эту идею отсутствием нитей. Вышитый рушник является основой конструирования идентичности в украинской культуре, издавна считается исключительно женским делом. Час за часом, день за днем ​​- на вышивку красного свадебного рушника женщина тратит около четырех месяцев работы. В перформансе этот длительный, бессмысленный процесс вышивания без нитей приобретает протестные коннотации. Невидимые нити и рисунок на полотне вместе с тем делают видимой ежедневную рутину женского труда, подчеркивают и побуждают к поискам ее сущности, ее природы. В процессе работы над проектом Мария также обращается к таким привычным нашей культуре материалам, как саман и камни и создает инсталляцию, размышляя о тяжелом бремени женских обязанностей и необходимости проживать "свое назначение" на бытовом уровне. Домотканные ткани объектов-пялец были сделаны вручную разными женщинами в разное время - есть полотно почти столетней давности, а есть и вполне современное. Фактически эти арт объекты родились в соавторстве со всеми теми женщинами, которые создавали полотна. Это акт женского сестричества, а также переосмысление сугубо утилитарных свойств материала.

Мария комментирует: «Ткань здесь как судьба, которую женщина (не) сама себе создает, что пишет свое будущее. Подобно вышивке свадебного рушника вкладывает в работу мечты и душу, демонстрирует  охочему к предубежденному оцениванию социуму свои способности и готовность идти на такие жертвы». Кроме того, пяльцы визуализируют бесконечное движение по кругу. И сейчас, работая с темой невидимого женского труда «...важно одно: понять, как разорвать круг и начать новый цикл»*.

Также в экспозицию вошла аудиоробота с фрагментами украинских женских пений в обработке современного композитора Екатерины Гривул (Львов, Украина), дополнена текстом авторства исследовательницы Устины Стефанчук (Эдмонтон, Канада) в прочтении Марии.

* по словам Марии. Экспозиция начнется без официального открытия.

В пространстве галереи может находиться до 10 человек одновременно. Поощряем вас надевать маски!