В этом проекте объединены три династии художников Украины и Грузии.
Национальном авангарда Украины и Грузии не суждено становиться: после недолгого расцвета самобытного искусства в 1917-1918 годах, обе страны вновь стали частью империи. Уже в начале 1930-х годов СССР насильно ввел новый метод социалистического реализма и основал органы цензуры и надзора за художниками.
Советский Союз не давал художникам возможности исследовать человека, искать в ней тайное или несовершенное, заставляя конструировать идеальный образ героя нового времени, выбирая из определенного арсенала сюжетов. Противоречивое, подсознательное, иррациональное, травматическое в личности представлялось несуществующим. С множества граней человека право на существование получали только желаемые для нового общества. Представители власти могли быть только величественными и справедливыми, а простые люди - здоровыми и счастливыми.
В 1960-х годах во время хрущевской оттепели, искусство ненадолго получило немного больше свободы (от которой не смогло отказаться даже после следующих репрессий). Некоторые художники обратились к исследованию истоков культуры своих стран, используя элементы народного творчества, другие же заинтересовались искусством модернизма. Именно идеи и стилистические поиски модернистов позволили художникам 1960-х 1970-х найти выражение для своих размышлений о современниках и о человеке в целом.
Все участники работали одновременно как с государственными заказами, так и создавали вещи не предназначены для публичного показа. Эти камерные произведения, которые рождались в творческом тандеме или небольших союзах, предназначались только для глаз близких друзей. Представленные на выставке художники работали параллельно, не будучи знакомыми между собой, однако организация их личных миров очень похожа. Это интеллектуальный протест против советского мироустройства: поиск комфорта в кругу родственных по духу людей, вдохновения в литературе и искусстве начала ХХ века.
Обращаясь к модернизму и авангарда, художники не стремились встроить человека и человечество в рамки идеологии. Идеи раннего авангарда с его стремлением к упорядочению и подчинения общества не так интересовали их, как исследования в области индивидуального, духовного или трансцедентного. Украинские и грузинские художники изучали возможности альтернативной тихой свободы, которую человеку дарит интеллект и тщательное исследование окружающего мира. Вдохновляли их Пабло Пикассо с его стремлением обозначить все невидимые стороны объекта, идеи автономии человеческого духа Пита Мондриана, выраженные в геометрической абстракции, абстрактные скульптурные формы и первоэлементы Константина Бранкузи, экспрессионистические скульптура Эрнста Барлаха и Альберто Джакометти.
Не имея возможности вести диалог с художниками Европы и Америки, Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук, Владислав Мамсиков, Ирина Герасимова, Реваз Чантурия и Лери Чантурия, Карло Григолия создали работы, которые находятся в контексте мировых тенденций искусства.
Арсенал их стилистических приемов позволяет узнать о внутренних поиски людей, живших в стране, полной непримиримых противоречий. В противовес окружающей их абсурда, Владимир Мельниченко и Ада Рыбачук создали свой образ возвышенной, духовной существа, взаимодействует с миром и наполняет его благодаря внутренней, естественной гармонии, ее авторы понимали в контексте последних научных исследований в свое время. Не случайно Владислав Мамсиков, в попытках собрать исчерпывающий образ своих персонажей обращается к кубизму, а Лере Чантурия деконструирует формы человеческого тела, приближая их к утраченному первоначального абслоюту.
Независимо от изменения идей и эпох, художников никогда не покидало желание найти в человеке то неизменное, которое позволяет нам проходить через все испытания, находя общие ценности.
Куратор: Мария Вторушина
Куратор грузинского отдела: Нино Чантурия